Бюджет Иркутской области после смены губернатора
Иркутская область, Председатель РО, 14.01.2016

Вопросы для статьи на сайте ircity.ru задавала Зоя Хамидуллина. Здесь расширенная и дополненная версия в авторской редакции.

 

Сохраняет ли бюджет Иркутской области 2016 года пропорции бюджета 2015 года?

Бюджет-2015 — это на самом деле не один документ, а несколько разных версий. Для сравнения возьмем исходную версию бюджета-2015 (от 08.12.2014), последнюю версию бюджета-2015 предыдущей команды (от 05.06.2015) и исходную версию бюджета-2016 (от 23.12.2015). Сумма расходов в течение этого года колебалась незначительно. За первые полгода она подросла на 2,2%, затем снизилась обратно на сопоставимые 2,2%.

Если посмотреть основные статьи расходов, то доли здравоохранения (23,4 — 23,8 — 23,8 млрд. руб.) и образования (32,1 — 33,1 — 32,9 млрд. руб.) менялись также незначительно, но в итоге в плюс. Если сравнивать последнюю версию бюджета предыдущей команды и первую версию бюджета-2016, то образование в абсолютных числах потеряло 209 млн. руб., но долю в расходах увеличило на 1,6%; здравоохранение в абсолютных числах потеряло 21 млн. руб., а долю увеличило на 2,2%. Можно сказать, что в этой части структура расходов сохранилась.

Расходы на социальную политику Сергей Ерощенко немного снизил за свои последние полгода в должности губернатора, а Сергей Левченко увеличил сразу на 8% (на 109 млн. руб.) Напротив, расходы на экономику предыдущая команда увеличивала, а нынешняя сокращает — в первую очередь за счет сельского и лесного хозяйства, транспорта (но не трогая дорожные фонды, а напротив, немного увеличивая их). Расходы на ЖКХ предыдущая администрация сокращала очень осторожно, а новая снизила их долю сразу на 28% или на 2,3 миллиарда рублей в абсолютных величинах.

 

Сокращена ли программа поддержки сельского хозяйства?

В бюджете Иркутской области от 08.12.2014 на сельское хозяйство и рыболовство было выделено 2,3 млрд. руб., затем перед выборами эта сумма увеличилась до почти 3 млрд. руб. Новая команда сократила ее обратно до 2,2 млрд. руб. в год. То есть по сравнению с исходным бюджетом 2015 года сокращение незначительное. Отменена лишь «предвыборная надбавка».

С учетом того, что санкции и изменения курса рубля постепенно вытесняют импортное продовольствие с полок магазинов, российское сельское хозяйство становится более конкурентоспособным. Становится возможным сокращение его дотирования без ущерба для самого сельского хозяйства. Знание об этом можно считать плюсом к оценке профессионализма новой команды. Однако, как мы видим, пользуются этим власти пока достаточно осторожно.

 

Если оценивать качество наполнения бюджета региона, можно ли сказать, что новая команда подошла к нему более профессионально или бюджет копирует предыдущий с учетом естественных изменений?

Хочу оговориться, что слово «профессионально» — это довольно резкая оценка, которая используется неоправданно часто. Я считаю, что «непрофессиональными» можно характеризовать только бюджеты, которые в принципе неосуществимы или противоречат законодательству. Такого я не могу сказать ни о работе предыдущей команды, ни о нынешней.

Изменения в бюджете в осуществимых пределах относятся скорее к расстановке приоритетов. И изменения в приоритетах заметны. Очевидно, что новая команда отдает предпочтение статьям Охрана семьи и детства (+1,8 млрд. руб.), Социальное обслуживание населения (+0,6 млрд. руб.), Среднее профессиональное образование (+0,4 млрд. руб.), Стационарная медицинская помощь (+0,3 млрд. руб.), Культура (+0,1 млрд. руб.), Дорожное хозяйство (+0,06 млрд. руб.).

В минус ушли статьи Жилищное хозяйство (-1,7 млрд. руб.), Социальное обеспечение населения (-1,4 млрд. руб.), Сельское хозяйство и рыболовство (-0,7 млрд. руб.), Амбулаторная помощь (-0,5 млрд. руб.), Коммунальное хозяйство (-0,5 млрд. руб.), Общее образование (-0,4 млрд. руб.), Массовый спорт (-0,2 млрд. руб.), Лесное хозяйство (-0,14 млрд. руб.)

Дошкольное образование хотя и ушло в минус в абсолютных значениях (-0,16 млрд. руб), но все же немного увеличило долю в расходах бюджета.

 

Как быть с предвыборными обещаниями Левченко, в частности, с 10% бюджета на сельское хозяйство?

Лучше забыть о них. Это можно обсуждать в обе стороны. Критики Левченко могут сказать, что он был плохо подготовлен к губернаторству или увлекался популизмом. Но сторонники могут возразить, что Левченко хватило сообразительности и смелости отказаться от популизма после избрания и не настаивать на заведомо вредоносных решениях ради спасения собственной репутации. В конце концов избиратели сами несут ответственность за оценку реалистичности и полезности предвыборных обещаний. За нос можно водить только того, кто это позволяет.

Важнее обсудить, а являются ли те решения, которые заложены в бюджете области, оптимальными. Например, почему не рассматриваются возможности выравнивания ставок транспортного налога и налога на прибыль в сторону снижения? Это могло бы дать импульс развитию бизнеса в Иркутской области и увеличению расходов домохозяйств с соответствующими эффектами.

И не следует ли увеличить расходы на общее образование? Школы в Иркутской области переполнены повсеместно и учителя работают с двойной нагрузкой, что снижает эффективность обучения. Конечно, если мы считаем образование социальными расходами, то об эффективности здесь говорить неуместно. Но вдруг это все-таки инвестиции? Просто давайте определимся: главная задача образования - чтобы дети не путались под ногами в течение рабочего дня или чтобы они лучше жили в перспективе, были способны самостоятельно позаботиться о своем благосостоянии и имели позитивный избыток для окружающих.

Не следует ли в кризисный год сэкономить на дорожном строительстве и направить средства на амбулаторную медицинскую помощь, развитие территориального общественного самоуправления и благоустройство жилых микрорайонов, развитие городского общественного транспорта. Инфраструктура — это очень важно, но люди помимо дорог хотят иметь гарантии квалифицированной медицинской помощи, гулять по паркам и аллеям, а не по каменным джунглям, дышать чистым воздухом и иметь возможность сэкономить на личном автомобиле и не стоять при этом в пробках.

 

Михаил Васильев,

ПАРНАС в Иркутской области, председатель


читайте также
Михаил Касьянов: надежды на создание предвыборной коалиции несбыточны
Федеральное, 11.06.2021

Лидер ПАРНАС считает, что выборы в парламент заранее превращены в фарс.

Михаил Касьянов заявил о неучастии иностранных организаций в юридическом лице ПАРНАС
Федеральное, 08.06.2021

Предупреждение Минюста в адрес Партии ошибочны

Заявление ПАРНАС о преследовании властями Андрея Пивоварова и Дмитрия Гудкова
Федеральное, 03.06.2021

Обвинения против политиков — лживая и циничная ширма властей для устранения политических оппонентов.

МГИК два раза отказала ПАРНАС в проведении референдума
МОСКВА, 02.06.2021

На плебисцит Партия планирует вынести вопросы по целому ряду городских проблем.

Ушел из жизни многолетний соратник ПАРНАС Юрий Космынин
МОСКВА, 15.05.2021

Юрий был для нас незаменимым человеком. Всегда, жертвенно и бескорыстно, он первым приходил на помощь, участвовал в организации и проведении многих уличных акций и других партийных мероприятий.

Михаил Касьянов поддержал решение фонда "Городские проекты" выдвинуть кандидата в Госдуму
Федеральное, 08.05.2021

Анастасия Брюханова намерена собрать подписи и избираться в Государственную Думу по 198 округу (Ленинградский, Москва).

ПАРНАС получила предупреждение Минюста России
Федеральное, 07.05.2021

ПАРНАС обязывают устранить якобы имеющееся нарушение № 272-ФЗ в части участия нежелательной иностранной организации в деятельности Партии. В ПАРНАС не согласны с предположениями Минюста и будут их оспаривать.

Московский ПАРНАС инициирует городской референдум
МОСКВА, 12.04.2021

В партии рассчитывают, что 19 сентября москвичам предложат ответить на пять важных для города вопросов

Съезд ПАРНАС переизбрал руководящие органы
Федеральное, 20.03.2021

Съезд избрал также шесть заместителей председателя и членов Федерального политического совета.

Съезд ПАРНАС призвал все демократические силы объединиться для победы над тиранией
Федеральное, 20.03.2021

Самым эффективным действием в настоящий момент ПАРНАС считает незамедлительное формирование объединенной демократической коалиции и проведение ею кампании по участию в выборах в Госдуму.

ПАРНАС составит «список доверия» к выборам в Госдуму
Федеральное, 20.03.2021

Михаил Касьянов предложил Съезду Партии сформировать список кандидатов, которым Партия выражает доверие

В Москве открылся XIX Съезд Партии народной свободы (ПАРНАС)
Федеральное, 20.03.2021

В нем принимают участие 75 делегатов из 48 регионов России

В Москве прошло массовое задержание на форуме муниципальных депутатов
Федеральное, 13.03.2021

Среди задержанных член федерального политсовета ПАРНАС и глава Омского отделения партии.

Руководители ПАРНАС почтили память Бориса Немцова на месте его убийства
Федеральное, 27.02.2021

Выдающийся политик и общественный деятель, сопредседатель нашей Партии был убит шесть лет назад у стен Кремля.

Акции памяти Бориса Немцова прошли по всей России
Федеральное, 27.02.2021

Люди возлагали цветы и ставили портреты к памятникам жертвам политических репрессий и создавали народные мемориалы памяти выдающегося политика и общественного деятеля

Михаил Касьянов назвал приговоры Навальному отказом России от выполнения международных обязательств
Федеральное, 21.02.2021

Режим уже не считает нужным имитировать существование правовой системы

Мэрия Москвы отказала в согласовании Марша памяти Немцова из-за коронавируса
Федеральное, 17.02.2021

ПАРНАС намерена после снятия действующего запрета инициировать совместно с другими политическими и общественными организациями проведение Марша Немцова.

Мэрию Москвы уведомили о проведении Марша Немцова 27 февраля.
Федеральное, 15.02.2021

Цели акции: привлечение к суду организаторов и заказчиков убийства Бориса Немцова, освобождение Алексея Навального и других политзаключенных, проведение свободных выборов.

Председателя Кировского ПАРНАС приговорили к четырем суткам ареста
Кировская область, 04.02.2021

Ананьин считает, что никакого нарушения законодательства им допущено не было.