Бюджет Иркутской области после смены губернатора
Иркутская область, Председатель РО, 14.01.2016

Вопросы для статьи на сайте ircity.ru задавала Зоя Хамидуллина. Здесь расширенная и дополненная версия в авторской редакции.

 

Сохраняет ли бюджет Иркутской области 2016 года пропорции бюджета 2015 года?

Бюджет-2015 — это на самом деле не один документ, а несколько разных версий. Для сравнения возьмем исходную версию бюджета-2015 (от 08.12.2014), последнюю версию бюджета-2015 предыдущей команды (от 05.06.2015) и исходную версию бюджета-2016 (от 23.12.2015). Сумма расходов в течение этого года колебалась незначительно. За первые полгода она подросла на 2,2%, затем снизилась обратно на сопоставимые 2,2%.

Если посмотреть основные статьи расходов, то доли здравоохранения (23,4 — 23,8 — 23,8 млрд. руб.) и образования (32,1 — 33,1 — 32,9 млрд. руб.) менялись также незначительно, но в итоге в плюс. Если сравнивать последнюю версию бюджета предыдущей команды и первую версию бюджета-2016, то образование в абсолютных числах потеряло 209 млн. руб., но долю в расходах увеличило на 1,6%; здравоохранение в абсолютных числах потеряло 21 млн. руб., а долю увеличило на 2,2%. Можно сказать, что в этой части структура расходов сохранилась.

Расходы на социальную политику Сергей Ерощенко немного снизил за свои последние полгода в должности губернатора, а Сергей Левченко увеличил сразу на 8% (на 109 млн. руб.) Напротив, расходы на экономику предыдущая команда увеличивала, а нынешняя сокращает — в первую очередь за счет сельского и лесного хозяйства, транспорта (но не трогая дорожные фонды, а напротив, немного увеличивая их). Расходы на ЖКХ предыдущая администрация сокращала очень осторожно, а новая снизила их долю сразу на 28% или на 2,3 миллиарда рублей в абсолютных величинах.

 

Сокращена ли программа поддержки сельского хозяйства?

В бюджете Иркутской области от 08.12.2014 на сельское хозяйство и рыболовство было выделено 2,3 млрд. руб., затем перед выборами эта сумма увеличилась до почти 3 млрд. руб. Новая команда сократила ее обратно до 2,2 млрд. руб. в год. То есть по сравнению с исходным бюджетом 2015 года сокращение незначительное. Отменена лишь «предвыборная надбавка».

С учетом того, что санкции и изменения курса рубля постепенно вытесняют импортное продовольствие с полок магазинов, российское сельское хозяйство становится более конкурентоспособным. Становится возможным сокращение его дотирования без ущерба для самого сельского хозяйства. Знание об этом можно считать плюсом к оценке профессионализма новой команды. Однако, как мы видим, пользуются этим власти пока достаточно осторожно.

 

Если оценивать качество наполнения бюджета региона, можно ли сказать, что новая команда подошла к нему более профессионально или бюджет копирует предыдущий с учетом естественных изменений?

Хочу оговориться, что слово «профессионально» — это довольно резкая оценка, которая используется неоправданно часто. Я считаю, что «непрофессиональными» можно характеризовать только бюджеты, которые в принципе неосуществимы или противоречат законодательству. Такого я не могу сказать ни о работе предыдущей команды, ни о нынешней.

Изменения в бюджете в осуществимых пределах относятся скорее к расстановке приоритетов. И изменения в приоритетах заметны. Очевидно, что новая команда отдает предпочтение статьям Охрана семьи и детства (+1,8 млрд. руб.), Социальное обслуживание населения (+0,6 млрд. руб.), Среднее профессиональное образование (+0,4 млрд. руб.), Стационарная медицинская помощь (+0,3 млрд. руб.), Культура (+0,1 млрд. руб.), Дорожное хозяйство (+0,06 млрд. руб.).

В минус ушли статьи Жилищное хозяйство (-1,7 млрд. руб.), Социальное обеспечение населения (-1,4 млрд. руб.), Сельское хозяйство и рыболовство (-0,7 млрд. руб.), Амбулаторная помощь (-0,5 млрд. руб.), Коммунальное хозяйство (-0,5 млрд. руб.), Общее образование (-0,4 млрд. руб.), Массовый спорт (-0,2 млрд. руб.), Лесное хозяйство (-0,14 млрд. руб.)

Дошкольное образование хотя и ушло в минус в абсолютных значениях (-0,16 млрд. руб), но все же немного увеличило долю в расходах бюджета.

 

Как быть с предвыборными обещаниями Левченко, в частности, с 10% бюджета на сельское хозяйство?

Лучше забыть о них. Это можно обсуждать в обе стороны. Критики Левченко могут сказать, что он был плохо подготовлен к губернаторству или увлекался популизмом. Но сторонники могут возразить, что Левченко хватило сообразительности и смелости отказаться от популизма после избрания и не настаивать на заведомо вредоносных решениях ради спасения собственной репутации. В конце концов избиратели сами несут ответственность за оценку реалистичности и полезности предвыборных обещаний. За нос можно водить только того, кто это позволяет.

Важнее обсудить, а являются ли те решения, которые заложены в бюджете области, оптимальными. Например, почему не рассматриваются возможности выравнивания ставок транспортного налога и налога на прибыль в сторону снижения? Это могло бы дать импульс развитию бизнеса в Иркутской области и увеличению расходов домохозяйств с соответствующими эффектами.

И не следует ли увеличить расходы на общее образование? Школы в Иркутской области переполнены повсеместно и учителя работают с двойной нагрузкой, что снижает эффективность обучения. Конечно, если мы считаем образование социальными расходами, то об эффективности здесь говорить неуместно. Но вдруг это все-таки инвестиции? Просто давайте определимся: главная задача образования - чтобы дети не путались под ногами в течение рабочего дня или чтобы они лучше жили в перспективе, были способны самостоятельно позаботиться о своем благосостоянии и имели позитивный избыток для окружающих.

Не следует ли в кризисный год сэкономить на дорожном строительстве и направить средства на амбулаторную медицинскую помощь, развитие территориального общественного самоуправления и благоустройство жилых микрорайонов, развитие городского общественного транспорта. Инфраструктура — это очень важно, но люди помимо дорог хотят иметь гарантии квалифицированной медицинской помощи, гулять по паркам и аллеям, а не по каменным джунглям, дышать чистым воздухом и иметь возможность сэкономить на личном автомобиле и не стоять при этом в пробках.

 

Михаил Васильев,

ПАРНАС в Иркутской области, председатель


читайте также
Обращение к гражданам Молдовы
Федеральное, 01.11.2024

Михаил Касьянов о том, почему результат второго тура президентских выборов в Молдове важен не только молдованам, но и украинцам и русским.

Михаил Касьянов о конституционных предпосылках для выхода России из вечной диктатуры
Федеральное, 30.09.2024

Меморандум председателя Партии народной свободы (ПАРНАС)

О приговоре члену Федерального политсовета ПАРНАС Сергею Михайлову
Федеральное, 30.08.2024

Давнему соратнику Партии присудили восемь лет колонии

Сергей Михайлов, член Федерального политсовета ПАРНАС приговорен к 8 годам колонии
Федеральное, 30.08.2024

Известного алтайского журналиста и общественника обвиняли в распространении «фейков» о российской армии.

Члена ПАРНАС Дмитрия Скурихина приговорили к полутора годам колонии
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ, 03.08.2023

Его обвинили по делу о повторной «дискредитации» армии.

О переводе российской государственности в нормальное конституционно-правовое состояние
Федеральное, 30.06.2023

Заявление Михаила Касьянова об уроках июньского военного мятежа

Заявление ПАРНАС о лишении партии государственной регистрации
Федеральное, 24.04.2023

Лишение ПАРНАС партийной лицензии является осознанным политическим действием Кремля, зачищающим политическое пространство России

Заявление ПАРНАС о неправосудном приговоре Владимиру Кара-Мурзе
Федеральное, 17.04.2023

Приговор Кара-Мурзе — исключительно политический. В России XXI века большевицкие законы и методы «правосудия» неприемлемы и преступны.

Заявление ПАРНАС о преследовании соратников партии
Федеральное, 23.03.2023

В колониях, СИЗО и тюрьмах России томятся сотни гражданских активистов и обычных граждан России, не согласных с преступной войной в Украине и имеющих смелость озвучить свою позицию.

Экс-сопредседателя самарского отделения ПАРНАС приговорили к семи годам колонии
САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ, 16.03.2023

Его признали виновным в распространении «фейков» про армию РФ

Ушел из жизни глава Приморского ПАРНАС Кирилл Косилов
ПРИМОРСКИЙ КРАЙ, 14.03.2023

Ему было 56 лет

Восемь лет назад был убит Борис Немцов
Федеральное, 27.02.2023

Заявление Федерального политсовета ПАРНАС к годовщине убийства нашего соратника

Годовщина военного вторжения России в Украину
Федеральное, 25.02.2023

Заявление Партии народной свободы (ПАРНАС)

В Астрахани арестован на пять суток секретарь регионального ПАРНАС
АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ, 18.02.2023

Ярослава Савина обвинили в дискредитации армии РФ и хулиганстве. Он объявил голодовку

Об идеологическом основании политики действующей российской власти
Федеральное, 10.09.2022

Заявление Партии народной свободы (ПАРНАС)

Памяти Михаила Сергеевича Горбачева
Федеральное, 31.08.2022

Заявление Партии народной свободы (ПАРНАС) в связи с кончиной первого президента СССР

Михаил Касьянов: "Балтийские государства могут стать следующей мишенью"
Федеральное, 15.06.2022

Экс-премьер считает, что Владимир Путин потерял связь с политической реальностью

Председатель Астраханского отделения ПАРНАС Михаил Долиев покинул Россию
АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ, 13.06.2022

Михаил Долиев рассказал, что получал угрозы и подвергался давлению

Заявление ПАРНАС об уголовном преследовании руководителя Дагестанского отделения ПАРНАС Эдуарда Атаева
Федеральное, 19.05.2022

Партия осуждает произвол и беззаконие властей, а также требует освободить Атаева из под стражи

Заявление Совета Московского отделения ПАРНАС по поводу уголовного преследования Марии Алёхиной
МОСКВА, 14.05.2022

Лучшие граждане вынуждены покидать свою родину только из-за того, что они не могут безучастно наблюдать за беззаконием.