Михаил Касьянов о том, почему результат второго тура президентских выборов в Молдове важен не только молдованам, но и украинцам и русским.
Нижегородские гражданские активисты, в том числе члены регионального отделения партии ПАРНАС, посетили в минувшую субботу, 12 марта в Москве семинар Школы гражданского просвещения на тему: "Просвещение и истоки правового сознания", который прошел в правозащитном центре «Мемориал».
Открывая семинар "хозяин" площадки - руководитель "Мемориала" Арсений Рогинский задал тон всем выступлениям. Он отметил, что к нашей стране более применимо понятие "традиции бесправия", чем история правосознания. Поскольку право в европейском понимание у нас начало формироваться только за полвека до 1917 года и оборвалось октябрьским переворотом. "Традиция бесправия стала группой крови советского человека", - подчеркнул Рогинский и отметил, что вспоминая об истоках правосознания мы тем самым возвращаем его в современную жизнь.
Политолог Василий Жарков - руководитель британской магистерской программы - рассказал о философии Джона Локка как об апологии любви и свободы. Именно учение Локка о свободе, равенстве разуме и любви как о естественных состояниях человека легли в основу современного правосознания. Жарков отметил, что Локк - не "музейный экспонат", как его часто стараются представить даже в академической среде, а его идеи и проблематика, поднятая в его трудах (гл.образом "Два трактата о правлении") сегодня звучат очень современно. Именно с Локка берет свое начало понятие "гражданское общество".
Выступление философа Андрея Захарова о Томасе Гоббсе "Укрощение Левиафана" – так была обозначена его тема - началось с демонстрации картины "Король Эдвард XVI и Папа Римский" (1575г.) Эта картина примечательна наличием на ней т.н. "белых пятен" или попросту пустых квадратов на полотне. Невыразимое, невысказанное! Гоббс придерживался традиций апофатического богословия, которое учит о Боге перечислением категорий, "Кем Он не является". Гоббсовский "Левиафан" - не только политический, но и богословский текст. Левиафан - метафора государства - возникает на основе общественного договора, когда граждане "делегируют" свои полномочия правителю и "забывают" о них. Обратная связь попросту обрывается. Государство по природе своей несправедливо, т.к. принципы его построения вытекают из человеческой природы, противоречивой и эгоистичной, стремящейся к хаусу. Таким образом, государство, каким бы несовершенным и не справедливым оно ни было, есть меньшее зло. Но в то же время есть альтернатива Левиафану - когда и правитель , и подданный берут на себя двусторонние обязательства. Это меняет всю парадигму взаимоотношений власти и общества. Это тот идеал гос.устройства к которому надо стремиться. Есть ли этот идеал в реальности? Воплощен ли он?
Лондонский профессор, историк России Джеффри Хоскинг в своем блестящем (в том числе, и с точки зрения необычайной чистоты русского языка, далеко не все русские говорят так идеально на русском!) выступлении дал однозначный ответ на этот вопрос: правовое государство - это не состояние, это процесс! Как бы продолжая тематику предыдущих спикеров англичанин остановился на более практических аспектах правосознания в современном мире. Хоскинг подчеркнул, что было бы ошибкой думать, что западные страны добились полного торжества права и демократии. Кризис правосознания, по его мнению, на Западе сегодня очевиден. Но это не значит, что дело безнадежно, к построению правового государства можно и нужно стремиться и эта общая задача для всех - и на Западе, и всюду... Хоскинг заявил, что только правовое государство по-настоящему сильное, а авторитарное слабо по своей природе...
Логика хронологии построения семинара была очень удачной и после "практика" Хоскинга выступил живой классик –писатель Владимир Войнович (!).Выступление Владимира Николаевича было необычайно сильным в своей искренности, серьезности. Ведь каждое его слово - не просто "теоретическое построение", а реальная жизнь. Кто как не он прочувствовал на себе все "прелести" советского государства. Один из лейтмотивов его выступления - тоталитарное и авторитарное правление не просто слабо по своей природе, оно просто обречено на развал и крах, поскольку склонно переоценивать свои силы и реальную роль в мире. Живой разговор с писателем получился особенно теплым, собравшиеся "донимали" его вопросами, как бы не желая отпускать. Естественно, каждое его слово - на вес золота.
Полная видеозапись семинара доступна по ссылке ниже:
Меморандум председателя Партии народной свободы (ПАРНАС)
Давнему соратнику Партии присудили восемь лет колонии
Известного алтайского журналиста и общественника обвиняли в распространении «фейков» о российской армии.
Его обвинили по делу о повторной «дискредитации» армии.
Заявление Михаила Касьянова об уроках июньского военного мятежа
Лишение ПАРНАС партийной лицензии является осознанным политическим действием Кремля, зачищающим политическое пространство России
Приговор Кара-Мурзе — исключительно политический. В России XXI века большевицкие законы и методы «правосудия» неприемлемы и преступны.
В колониях, СИЗО и тюрьмах России томятся сотни гражданских активистов и обычных граждан России, не согласных с преступной войной в Украине и имеющих смелость озвучить свою позицию.
Его признали виновным в распространении «фейков» про армию РФ
Заявление Федерального политсовета ПАРНАС к годовщине убийства нашего соратника
Заявление Партии народной свободы (ПАРНАС)
Ярослава Савина обвинили в дискредитации армии РФ и хулиганстве. Он объявил голодовку
Заявление Партии народной свободы (ПАРНАС)
Заявление Партии народной свободы (ПАРНАС) в связи с кончиной первого президента СССР
Экс-премьер считает, что Владимир Путин потерял связь с политической реальностью
Михаил Долиев рассказал, что получал угрозы и подвергался давлению
Партия осуждает произвол и беззаконие властей, а также требует освободить Атаева из под стражи
Лучшие граждане вынуждены покидать свою родину только из-за того, что они не могут безучастно наблюдать за беззаконием.