Москва, как известно, город контрастов. Динамично развивающийся современный мегаполис управляется по совдеповской модели. Москвичей не спрашивают, хотят ли они перекопанных улиц, сноса исторических зданий или строительства жилых массивов в городских парках. Изменения, проводимые мэром Сергеем Собяниным, оправдываются интересами абстрактного «города».
Власти комфортно жить с горожанами в разных реальностях. Отсутствие общественного контроля позволяет ей тратить городские ресурсы на сомнительные проекты и распределять бюджетные деньги по карманам чиновников. Такая система тормозит развитие города и поощряет коррупцию. Для оздоровления Москве жизненно необходим набор свежих идей и новые люди, которые заставят чиновников работать в интересах горожан. Москвичи должны сами участвовать в принятии городских решений через местное самоуправление и представительство в обновленной Мосгордуме.
Город собственников
Любые решения власти должны опираться на принцип незыблемости и неприкосновенности частной собственности на жилье, землю и коммерческую недвижимость.
Когда экскаваторы разбивали частные торговые павильоны на московских улицах, происходило это без какого-либо юридического основания, другими словами – творилось беззаконие. В большинстве случаев снесенные коммерческие объекты помимо правильно оформленных документов на частную собственность имели также и решения судов, подтверждающих это право.
Важнейшей не решенной до настоящего времени проблемой в этой сфере является то, что земля под этой недвижимостью принадлежит городу. При этом ни власти, ни граждане не понимают, какая земля принадлежит городу, как субъекту федерации (государственная региональная собственность), а какая – образующим город муниципальным районам (муниципальная собственность). Государственный феодализм создает в столице ущербный инвестиционный климат. Если люди инвестируют в город, земля должна быть частью этих инвестиций и передана в частный оборот. Для этого следует сформировать прозрачные условия землепользования и налогообложения.
Объявленная Собяниным масштабная «реновация» жилищного фонда столицы затронет без малого 1,5 миллиона москвичей. Вновь обостряется вопрос о частном владении городской землей. Сейчас собственники квартир буквально «парят в воздухе», хотя по статье 36 Жилищного кодекса каждый житель многоквартирного дома имеет право собственности на соответствующую часть земли под ним. Но в большинстве случаев право собственности на эту землю не оформлено. Московское правительство должно предпринять все усилия для оформления земельных прав, чтобы люди стали полноправными собственниками не только жилого помещения, но и земли.
Если земля под домом будет частной, людей уже нельзя так просто выселить. Земельный участок придется выкупать у владельцев квартир по рыночной цене. Вопрос расселения будет решаться путем добровольной взаимовыгодной сделки. Жители дома сами решат, нужно его сносить или, например, реконструировать.
Полномочия и финансовые ресурсы — районным муниципалитетам
С 1917 года в Москве нет городской демократии. Местное самоуправление в городе фактически отсутствует, что противоречит российской Конституции и Международной конвенции о местном самоуправлении. Муниципалитеты не имеют прав и ресурсов для решения местных вопросов. Все налоги напрямую идут в городской бюджет, которым распоряжается мэрия. Муниципальным советам оставили символические функции: организацию праздников, патриотическое воспитание, составление списка дворов для благоустройства и др.
Мы, как ответственные горожане, обязаны требовать для жителей столицы реальных конституционных прав в области местного самоуправления. Все вопросы по благоустройству, досугу, парковочному пространству, организации розничной торговли необходимо передать на уровень районов. В этом случае муниципальные собрания станут объединяющим центром интересов жителей районов, предпринимателей и собственников. Также муниципальные собрания должны обладать своим имуществом, которым они будут управлять в интересах жителей. Проект Генерального плана развития города до его утверждения Московской городской думой должен получить одобрение в муниципальном собрании каждого района.
Для осуществления таких полномочий муниципалитетам потребуется собственная доходная база. Как минимум, им нужно передать налоги на недвижимость и землю.
Чем больше полномочий и денег у органа местной власти, тем ближе город будет к гражданам.
Народное представительство на общегородском уровне
Смешно и печально, что интересы 12 млн. жителей, проживающих в 146 муниципальных районах столицы, в Мосгордуме представляют только 45 законодателей. Городскую Думу нужно увеличить, как минимум, до числа районов и поселений Москвы и наделить её реальными законодательными функциями. Тогда она будет выражать интересы москвичей, а не подчиняться начальству: мэрии, «Единой России» и ее сателлитам. Жители районов поймут, что они выбирают своего районного представителя в Мосгордуму, и с него можно и нужно спрашивать за эффективность его работы.
Свежий ветер в столице
Москвичи, которых в регионах привыкли считать самыми богатыми и свободными, оказались самыми бесправными по влиянию на жизнь своего города. Они не знают своих депутатов. Знают только мэра, считающего, что именно ему и только ему известны настоящие нужды города. Московские власти упрощают себе жизнь и боятся работать с москвичами.
Существующая система управления изжила себя и должна быть выстроена заново на всех уровнях. Инициативы должны исходить от граждан, как это и предполагает Конституция. Поэтому так важны муниципальные выборы, которые пройдут в сентябре этого года. Демократической оппозиции следует выступить на них широким фронтом с четкой единой программой. В основе этой программы я вижу четыре главных принципа: приоритет частной собственности, наделение муниципалитетов полномочиями и доходной базой, реформа городской Думы и принятие новых Генплана и правил землепользования и застройки. Я рассчитываю, что эти пункты будут также приняты в программу демократического кандидата в мэры столицы на выборах 2018 года.
Что касается сентябрьских выборов, то Партия народной свободы (ПАРНАС) уже привлекает кандидатов и активно готовится к началу избирательной кампании. Если новые люди придут в муниципальные собрания в Москве, начнется новая волна перемен снизу.
Муниципальные выборы станут первым действием, а дальше нас ждут выборы мэра и депутатов Мосгордумы. Москвичам не надо бояться брать ответственность за свой город на себя. Избрав своих представителей и добившись реальных конституционных прав на местное самоуправление, они станут его настоящими хозяевами.