Один почерк, один стиль - лживого, трусливого и жестокого преступления. Стиль воровской шайки, а не законной государственной власти, готовой отвечать перед миром за свои поступки.
Полный текст интервью заместителя председателя ПАРНАС Вадима Лукашевича для радио Коммерсант-FM после успешного запуска ракеты-носителя Falcon-9. О том, что означает это событие для мировой космонавтики, и какое окажет влияние на российскую космическую отрасль.
Новая эра в космонавтике
Успешный запуск ракеты-носителя Falcon 9 компании Space X, первая ступень которой уже была использована в апреле прошлого года, — это новая эра в истории мировой космонавтики. По масштабу она сравнима с такими эпохальными событиями как запуск искусственного спутника, полет Юрия Гагарина, высадка человека на Луну, первый полет американского «Шаттла» и беспримерная автоматическая посадка нашего «Бурана».
Теперь обычные ракеты стали многоразовыми. Илону Маску предстоит еще большая работа по подтверждению экономики проекта. Он должен на цифрах доказать, что это действительно выгодно, что длительный цикл, почти годовой, подготовки к повторному полету обойдется дешевле, чем строительство новой ракеты. Но технически задача решена.
Над ней бились умы во многих конструкторских бюро еще с прошлого века. То, что сейчас реализовал Маск - способ торможения ракетной ступени в атмосфере, был запатентован (получено Свидетельство об изобретении) еще в ОКБ-1 Сергея Королева в конце шестидесятых годов. Потом на нашей ракете-носителе «Энергия» прорабатывались вопросы спасения боковых блоков первой ступени. Но до реальных испытаний дело так и не дошло. К созданию многоразовых ракет шли все, но добился этого американский бизнесмен. Он доказал, что технически это возможно.
Нам должно быть стыдно
Как успешный запуск Falcon-9 повлияет на российскую космонавтику сказать сложно, так как последняя шаг за шагом сдает свои позиции. В прошлом году Китай обошел Россию в ракетных технологиях, запустив ракету-носитель среднего класса, работающую на жидком водороде. Илон Маск сегодня обошел нас в многоразовой космонавтике и как только он, в течение года-двух запустит свой корабль Dragon в пилотируемом режиме - Америка откажется от покупки мест на российских «Союзах». Мы о новом пилотируемом корабле, новой ракете и новых проектах говорим десятилетиями. В день запуска ракеты Falcon 9 пришло сообщение, что на всех «Протонах», собранных за последнее время, установлены бракованные двигатели. В Совете по космосу при Президенте РФ идет обсуждение документа, который прорабатывался последние 5-6 лет, еще при прежнем главе Роскосмоса Поповкине, «Стратегия развития космической деятельности России до 2030 года» - так в нем многоразовой тематики просто нет. То, что сделал Маск мы не сможем повторить в ближайшие 15-20 лет. Американский предприниматель делает больше, чем весь Роскосмос, чем вся наша отрасль с сотней тысяч работников и десятками предприятий и институтов. При этом, замечу, в упомянутой «Стратегии развития космической деятельности России…» в качестве целей заявлено «сохранение лидирующих позиций в средствах выведения» - в такой постановке вопроса сохранять уже нечего, лидирующие позиции утрачены, их нужно восстанавливать. А многоразовые системы там упоминаются после 2030 года, то есть за горизонтом планирования. А Илон Макс это уже сделал на наших глазах
Нам должно быть стыдно. Мы - Родина Гагарина и, я думаю, если бы Гагарин был жив, мы бы многое услышали от него в свой адрес. К сожалению, Россия становится Португалией космоса. В Средние века португальские мореплаватели фактически открыли человечеству земной шар. А сейчас это маленькая европейская страна. Также и СССР дал человечеству первый спутник, Юрия Гагарина, вымпел на Луне, первую мягкую посадку на поверхность Луны, Марса и Венеры, но сегодня мы практически все это утратили – в исследовании Луны и планет мы не можем даже повторить эти результаты полувековой давности.
Последний луноход на Луне был китайским, последний облет Луны с возвратом на Землю был сделан тоже китайцами, в дальнем космосе нет ни одного российского аппарата. Мы не в состоянии сделать нормальный наукоемкий лабораторный модуль «Наука», который должен был давно войти в состав российского сегмента Международной космической станции (МКС), и на котором наши космонавты наконец-то смогли бы проводить научные исследования. Все участники программы МКС (американцы, европейцы и японцы) давно уже достроили свои сегменты станции, и только Россия уже полтора десятка лет не может это сделать. А ведь модуль «Наука» начали строить в 1995 году, 22 года назад, и его запуск постоянно откладывался. Теперь он запланирован на конец 2018 – начало 2019 года, если он вообще состоится.
Даже то, что в советские годы было разработано, испытано, отлажено и поставлено на поток, те же самые двигатели для «Протона», сейчас выпускаются бракованные. Падение качества потрясающее, и что бы там Рогозин не балаболил про наши «достижения», ситуация очень плачевная. Проработки по нашей пилотируемой лунной программе — это фикция. По сверхтяжелой ракете — тоже самое. Ракета «Ангара», которая в будущем должна стать рабочей лошадью нашей космонавтики, была нормально запущена только один раз – 23 декабря 2014 года. А потом пауза уже в полтора года, хотя мы говорим: чтобы ракета залетала нужно пять испытательных пусков. Но если запускать ее раз в два года, то испытания затянутся на десять лет. «Семерка» Королева на которой был запущен и первый Спутник и Гагарин, на этапе испытаний летала раз в несколько месяцев. В 1957-м году за полгода было выполнено 5 пусков, и итогом стал запуск Первого искусственного Спутника Земли 4 октября 1957 года, которым мы гордимся и сегодня. Когда система отрабатывается, она должна испытываться, а мы один раз запустили и замерли. Если бы Сергей Павлович Королев на заре космической эры работал сегодняшними темпами Роскосмоса, у нас вообще бы не было никаких приоритетов в космосе.
Что будет с космодромом «Восточным» тоже большой вопрос. В его первоначальном проекте была предусмотрена посадочная полоса для многоразовых ступеней, но теперь неизвестного когда она вообще будет построена. Многоразовая тематика, которой занималось КБ Хруничева, это спасение блоков первой ступени - универсальных ракетных модулей «Ангары», сегодня фактически закрыта. И нужно сказать, что даже прописанные в «Стратегии развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу» цели и задачи носят декларативный характер, потому что не подкреплены деньгами. Нам проще перечислять, что мы не смогли сделать, чем то, с чем мы идем вперед.
На ключевых постах — назначенцы далекие от космонавтики
У нас сейчас в заделе только корабль «Федерация», который может когда-то полетит (по планам – в 2023 году). Но под него сейчас нет даже ракеты-носителя. Новый ракетный двигатель «Энергомаша» с тягой 1000 тонн создается на базе советских технологий двигателя РД-170/171, но опять же непонятно для чего. Серьезных работ по сверхтяжелой ракете не ведется. «Росатом» проектирует ядерный двигатель мегаваттного класса. Если все будет удачно, то он увидит свет через 10-15 лет. В перспективе этот двигатель мог бы существенно сократить сроки полета на Марс. Но сейчас Россия не в состоянии запустить ни один космический аппарат дальше земной орбиты. После распада СССР Россия пыталась несколько раз преодолеть это нарастающее отставание. Последней попыткой был запуск автоматической межпланетной станции «Фобос-Грунт», которая должна была доставить на Землю образцы грунта марсианского спутника Фобос, но не смогла улететь с орбиты Земли в сторону Марса, и упала. Россия умудрилась даже потерять коммерческие перспективы. Мы все время радовались тому, что занимаем лидирующие позиции на рынке космических пусковых услуг, занимались извозом. Но в прошлом году была потеряна лидирующая позиция по количеству коммерческих запусков, нас в этом обогнали не только США, но и впервые в истории - Китай. «Протон», дойная корова, оставшаяся в наследство от СССР, — сдулась. Если раньше он падал, то теперь просто не взлетает. В прошлом году Минобороны недополучило два «Протона», потому что 75% установленных на уже готовые ракеты, двигателей оказались бракованными. И это заказ военного ведомства, что уж говорить о коммерческом использовании. Если рассматривать даже одну ситуацию с «Протоном», то мы уже потеряли коммерческую космонавтику.
Маск в ближайшее время (по планам – в конце этого года) запустит сверхтяжелую ракету Falcon Heavy с грузоподъемностью более 50 тонн на низкой орбите. И на нем он полетит к Марсу или начнет строить города на околоземной орбите. А мы не можем ему ничем ответить. Такую ракету Россия обещает создать только к 2030 году.
Но почему так происходит? Как российский космос смог так деградировать за последние годы? Да потому что космонавтикой руководят дилетанты. Роскосмос возглавляет Игорь Комаров – экономист из АвтоВАЗа, а Департаментом информационной политики Роскосмоса руководит Игорь Буренков, ранее занимавшийся продвижением игрушечных автомобилей для «Детского мира» и съемками развлекательных проектов типа «Фабрика звезд» и «Последний герой» на телевидении. На ключевых постах сидят назначенцы, зачастую далекие от космонавтики, для которых главное — это регулирование финансовых потоков, которые не могут мыслить стратегически, не зная специфику отрасли. Я уже не говорю про коррупционную составляющую. Очень сложно представить, чтобы Илон Маск в Америке сам у себя воровал деньги, или его подрядчики воровали у него. Почти все соратники Маска — люди до 30-лет. У них в космонавтику идут молодые, с горящими глазами, у нас же в отрасли работают уставшие, седые люди, которым некому передать свой опыт. Молодых нет, драйва нет! Мы отстали от них безнадежно. Меня можно обвинить в каком-то пораженчестве, но это факты.
Власть продолжит мучать Навального, и только активность общества сдерживает её жестокость
Как конституционный документ превратился в легковесный доклад