Один почерк, один стиль - лживого, трусливого и жестокого преступления. Стиль воровской шайки, а не законной государственной власти, готовой отвечать перед миром за свои поступки.
Москва, как известно, город контрастов. Динамично развивающийся современный мегаполис управляется по совдеповской модели. Москвичей не спрашивают, хотят ли они перекопанных улиц, сноса исторических зданий или строительства жилых массивов в городских парках. Изменения, проводимые мэром Сергеем Собяниным, оправдываются интересами абстрактного «города».
Власти комфортно жить с горожанами в разных реальностях. Отсутствие общественного контроля позволяет ей тратить городские ресурсы на сомнительные проекты и распределять бюджетные деньги по карманам чиновников. Такая система тормозит развитие города и поощряет коррупцию. Для оздоровления Москве жизненно необходим набор свежих идей и новые люди, которые заставят чиновников работать в интересах горожан. Москвичи должны сами участвовать в принятии городских решений через местное самоуправление и представительство в обновленной Мосгордуме.
Город собственников
Любые решения власти должны опираться на принцип незыблемости и неприкосновенности частной собственности на жилье, землю и коммерческую недвижимость.
Когда экскаваторы разбивали частные торговые павильоны на московских улицах, происходило это без какого-либо юридического основания, другими словами – творилось беззаконие. В большинстве случаев снесенные коммерческие объекты помимо правильно оформленных документов на частную собственность имели также и решения судов, подтверждающих это право.
Важнейшей не решенной до настоящего времени проблемой в этой сфере является то, что земля под этой недвижимостью принадлежит городу. При этом ни власти, ни граждане не понимают, какая земля принадлежит городу, как субъекту федерации (государственная региональная собственность), а какая – образующим город муниципальным районам (муниципальная собственность). Государственный феодализм создает в столице ущербный инвестиционный климат. Если люди инвестируют в город, земля должна быть частью этих инвестиций и передана в частный оборот. Для этого следует сформировать прозрачные условия землепользования и налогообложения.
Объявленная Собяниным масштабная «реновация» жилищного фонда столицы затронет без малого 1,5 миллиона москвичей. Вновь обостряется вопрос о частном владении городской землей. Сейчас собственники квартир буквально «парят в воздухе», хотя по статье 36 Жилищного кодекса каждый житель многоквартирного дома имеет право собственности на соответствующую часть земли под ним. Но в большинстве случаев право собственности на эту землю не оформлено. Московское правительство должно предпринять все усилия для оформления земельных прав, чтобы люди стали полноправными собственниками не только жилого помещения, но и земли.
Если земля под домом будет частной, людей уже нельзя так просто выселить. Земельный участок придется выкупать у владельцев квартир по рыночной цене. Вопрос расселения будет решаться путем добровольной взаимовыгодной сделки. Жители дома сами решат, нужно его сносить или, например, реконструировать.
Полномочия и финансовые ресурсы — районным муниципалитетам
С 1917 года в Москве нет городской демократии. Местное самоуправление в городе фактически отсутствует, что противоречит российской Конституции и Международной конвенции о местном самоуправлении. Муниципалитеты не имеют прав и ресурсов для решения местных вопросов. Все налоги напрямую идут в городской бюджет, которым распоряжается мэрия. Муниципальным советам оставили символические функции: организацию праздников, патриотическое воспитание, составление списка дворов для благоустройства и др.
Мы, как ответственные горожане, обязаны требовать для жителей столицы реальных конституционных прав в области местного самоуправления. Все вопросы по благоустройству, досугу, парковочному пространству, организации розничной торговли необходимо передать на уровень районов. В этом случае муниципальные собрания станут объединяющим центром интересов жителей районов, предпринимателей и собственников. Также муниципальные собрания должны обладать своим имуществом, которым они будут управлять в интересах жителей. Проект Генерального плана развития города до его утверждения Московской городской думой должен получить одобрение в муниципальном собрании каждого района.
Для осуществления таких полномочий муниципалитетам потребуется собственная доходная база. Как минимум, им нужно передать налоги на недвижимость и землю.
Чем больше полномочий и денег у органа местной власти, тем ближе город будет к гражданам.
Народное представительство на общегородском уровне
Смешно и печально, что интересы 12 млн. жителей, проживающих в 146 муниципальных районах столицы, в Мосгордуме представляют только 45 законодателей. Городскую Думу нужно увеличить, как минимум, до числа районов и поселений Москвы и наделить её реальными законодательными функциями. Тогда она будет выражать интересы москвичей, а не подчиняться начальству: мэрии, «Единой России» и ее сателлитам. Жители районов поймут, что они выбирают своего районного представителя в Мосгордуму, и с него можно и нужно спрашивать за эффективность его работы.
Свежий ветер в столице
Москвичи, которых в регионах привыкли считать самыми богатыми и свободными, оказались самыми бесправными по влиянию на жизнь своего города. Они не знают своих депутатов. Знают только мэра, считающего, что именно ему и только ему известны настоящие нужды города. Московские власти упрощают себе жизнь и боятся работать с москвичами.
Существующая система управления изжила себя и должна быть выстроена заново на всех уровнях. Инициативы должны исходить от граждан, как это и предполагает Конституция. Поэтому так важны муниципальные выборы, которые пройдут в сентябре этого года. Демократической оппозиции следует выступить на них широким фронтом с четкой единой программой. В основе этой программы я вижу четыре главных принципа: приоритет частной собственности, наделение муниципалитетов полномочиями и доходной базой, реформа городской Думы и принятие новых Генплана и правил землепользования и застройки. Я рассчитываю, что эти пункты будут также приняты в программу демократического кандидата в мэры столицы на выборах 2018 года.
Что касается сентябрьских выборов, то Партия народной свободы (ПАРНАС) уже привлекает кандидатов и активно готовится к началу избирательной кампании. Если новые люди придут в муниципальные собрания в Москве, начнется новая волна перемен снизу.
Муниципальные выборы станут первым действием, а дальше нас ждут выборы мэра и депутатов Мосгордумы. Москвичам не надо бояться брать ответственность за свой город на себя. Избрав своих представителей и добившись реальных конституционных прав на местное самоуправление, они станут его настоящими хозяевами.
Власть продолжит мучать Навального, и только активность общества сдерживает её жестокость
Как конституционный документ превратился в легковесный доклад