«Истлевшая обувь, оправы очков, гильзы…». Об открытии Рва памяти на Бутовском полигоне
29.09.2017

В прошедшую среду, 27 сентября, великое и скорбное событие совершалось на Бутовском полигоне на южной окраине Москвы. В этот день Русская Церковь по Юлианскому календарю отмечает Воздвижение Креста Господня, то есть событие обнаружения в земле и воздвижения Римским императором Константином Великим и его матерью Еленой того креста, на котором был распят Иисус Христос.

К этому дню было приурочено открытие рва памяти на Бутовском полигоне. На гранитных плитах рва запечатлены имена, фамилии и даты жизни почти двадцати одной тысячи человек, убитых тут за год с небольшим в 1937-38 палачами НКВД по приказу Сталина и его ближайших приспешников. Панихиду служил епархиальный епископ Подмосковья - митрополит Ювеналий, который долгие годы достойно и деятельно возглавлял комиссию Синода Русской Церкви по канонизации новомучеников и исповедников, а потом был снят с этого поста распоряжением Патриарха Кирилла. Рядом с ним был и священник Кирилл Коляда, настоятель Бутовский храмов, несколько родственников которого были убиты на этом страшном месте. Выступала вдова Александра Солженицына, бывший уполномоченный по правам человека Владимир Лукин.

Официальных государственных лиц не то что высшего, но и среднего ранга не было. Не было и Патриарха и других архиереев... Деньги на этот внушительный и очень достойный монумент собирали всем миром. Много дал Сергей Васильев - богатый человек, деда которого убили тоже тут. Понемногу - тысячи родственников убитых. Государство РФ, сколь мне известно, тут не раскошелилось. Они копят деньги к празднованию иной даты - столетию создания ВЧК-НКВД-КГБ-ФСБ. Зачем потомкам убийц давать деньги для увековечения преступлений их предков и предшественников перед людьми России?

Но собралось множество простых людей с хорошими, часто измученными бедностью и трудной жизнью лицами. Большей частью это потомки убитых, те, кто с ними в свойстве. Каждый отыскивает свое дорогое имя на граните, касается его рукой. Многие - плачут, мужчины сжимают зубы, чтобы не дать волю чувствам, но слезы катятся и по их щекам. Звонит колокол - каждый может ударить в него. Он звонит по всем, замученным и убитым людоедской коммунистической властью. Почетные гости выступают, говорят умные и высокие слова. Но людям сейчас не до слов. Каждый из них в своем, в семейном горе, в своей страшной памяти, которая просыпается после стольких десятилетий вынужденного забвения.

СМИ почти не освещали это великое событие. РИА новости разместило его в разделе "Религия и мировоззрение", 1-й канал и канал "Россия" дали только в новостях областной программы - Подмосковья. Не более...

Я знаю предысторию этого. Мой двоюродный брат Евгений Савостьянов, назначенный из простых горных инженеров начальником московского КГБ Борисом Николаевичем Ельциным в августе 1991 г., позволил рассекретить страшные списки казненных в Бутово и на Коммунарке (другое место массовых убийств под Москвой). И потому мы знаем столько имен. Он и способствовал всячески передаче полигона из КГБ-ФСБ в ведение Церкви. Сопротивление было огромным, но шли ведь 1990-е. И тогда это было возможно.
Я знаю давно и батюшку Кирилла Коляду, который построил первый деревянный храм на полигоне - деревянный, чтоб без фундамента, чтоб не потревожить останки страдальцев. Тогда он был еще молод. И вот - четверть века неустанных трудов убелили его голову. Он верен Богу, заповедавшему чтить память предков. Новый прекрасный храм Новомучеников воздвигнут рядом с полигоном. Отец Кирилл - его настоятель. Находящийся со мной в свойстве (через брак дочери) граф Комаровский был убит здесь в один день с дедом отца Кирилла. И это создает новое, жуткое, но родство - родство в пролившейся крови. Я прекрасно знаю и подвижника памяти жертв Бутово - Игоря Гарькавых, с которым мы когда-то вместе преподавали в Православном университете. Долгие годы он разрабатывал этот проект мемориализации, ему принадлежит сама идея "рва памяти", облицованного плитами с именами убитых. Ведь ров этот - образ расстрельного рва, в котором нашли свой последний приют после мучений в застенках НКВД бесчисленные страдальцы. Люди, идущие по рву памяти - идут на той же глубине, на какой рядом лежат в земле тела их предков.

Тогда, после убийства, тела заваливали специально привезенным мусором со свалок, а потом присыпали землей. Археологи свидетельствуют, что многие еще были живы под этим гнетом. Руки некоторых убитых сжимают руки других в последнем пожатии... Истлевшая обувь, оправы очков, гильзы - все это, вынутое из рвов при раскопках лежит в витринах подклета храма Новомучеников. Человеческих останков, там, понятно, нет. Но и эти очки и ботинки видеть ужасно...

Евгений Савостьянов открыл данные не по всем убитым и не за весь период "эксплуатации" Бутова, а только за месяцы так называемого Ежовского террора. Возможно, он сам всего не знал, не нашел. Не знаю, а спрашивать не решаюсь. Но археологи, исходя из длинны расстрельных рвов и числа останков на погонный метр, полагают, что здесь, в Бутово, было убито не менее 35 тысяч человек. Возможно, убивали тут, на стрельбище НКВД, и до августа 1937 г., и, почти наверняка, до конца сталинского режима - 1953 г. Но точно мы этого не знаем - двери архивных сейфов ФСБ вновь закрыты для нас.

А ведь такие рвы и такие полигоны есть в каждом почти городе бывшего СССР. Это и Каштачная гора Томска, и 17 километр Екатеринбурга, и Ржевский полигон Петербурга. И все они достойны такой же мемориализации, такой же памяти. Но тут мы должны действовать сами. Министрам, губернаторам, градоначальникам больше по сердцу открывать новые памятники Сталину, Дзержинскому, Ивану Грозному. Памятники не убитым, а убийцам. Таков дух нынешней власти.

День 27 сентября выбран был для освящения мемориального рва в Бутово совсем не случайно. Дело в том, что с самого 1918 года в канун праздника Воздвиженья Креста Господня (27 сентября) по постановлению Синода и с благословения местных архиереев во многих русских епархиях, в том числе и в Москве, в Петербурге, в Троице-Сергиевсквй Лавре стали проводиться особые «дни покаяния». Церковь считала Гражданскую войну и религиозные гонения результатом тяжких грехов самого русского народа и надеялась раскаяниями в них восстановить мир и тишину и перебороть смуту. Желающие принять участие в днях покаяния накладывали на себя трехдневный пост и потом, за длящейся всю ночь службой исповедовались в своих грехах и на литургии причащались Святых Таин. Особый чин всенародного покаяния, составленный Петроградским митрополитом Вениамином (тоже потом убитым большевиками), был издан специальной брошюрой и напечатан в «Церковных ведомостях». В сентябре 1920 г. дни покаяния были назначены в Крыму. Протоиереем профессором Сергием Булгаковым было по поручению епископов составлено специальное послание. «Эти три дня в городе Севастополе денно и нощно… шли богослужения и исповеди. А на праздник Воздвижения Креста Господня причащались. Настроение было молитвенно покаянным» - вспоминал митрополит Вениамин (Федченков), тогда епископ Севастопольский.

Прошло сто лет. И в возрождении этой традиции на Бутовском полигоне в 2017 г. - знамение того, что душа народа жива, вопреки усилиям и большевицких палачей, и нынешних правителей, принявших от них эстафету власти.

 


читайте так же
25.05.2021

Один почерк, один стиль - лживого, трусливого и жестокого преступления. Стиль воровской шайки, а не законной государственной власти, готовой отвечать перед миром за свои поступки.

Андрей Зубов
22.04.2021

Власть продолжит мучать Навального, и только активность общества сдерживает её жестокость

Михаил Касьянов,
председатель
21.04.2021

Как конституционный документ превратился в легковесный доклад

Михаил Касьянов,
председатель