Пенсионная система как зеркало российских «реформ»
19.06.2018

16 лет прошло с начала запуска пенсионной реформы. Само обсуждение и принятие основных ее положений осуществлялось в совершенно иной политической обстановке. 
 
Государственная дума была «местом для дискуссий». Основные положения активно дискутировались в специально созданном широком совещательном органе – Совете по пенсионной реформе, в котором активно работали и все политические силы, и авторитетные представители губернаторского корпуса, и профсоюзы (не столь сервильные как ныне), эксперты, представители правительства и работодателей.
 
Непосредственно в Правительстве пенсионной реформой занимались известные финансисты, экономисты, специалисты в области трудовых отношений и социальной сферы: Михаил Дмитриев, Михаил Зурабов, Александр Починок, Белла Златкис, Андрей Козлов, Евгений Гонтмахер и др. В обсуждениях активно принимали участие представители финансового бизнеса (страховых компаний и компаний, работающих на фондовом рынке).
 
Политическая задача состояла в формировании на основе долгосрочных демографических расчетов и прогноза экономического развития новой пенсионной системы, в которой:
 
- одновременно присутствует накопительный элемент и распределительная часть, при этом накопительная часть растет по мере включения в нее все новых поколений граждан, вступающих в трудовую деятельность;
- пенсия носит страховой характер и ее размер зависит от уровня заработной платы и размеров взносов на работника в пенсионную систему;
- лица 1957 года и младше за счет накопительных взносов начинают в обязательном порядке накапливать пенсионные средства, которые они направляют на инвестирование по своему разумению (либо через ВЭБ как государственную управляющую компанию, либо через частные управляющие компании);
- к моменту выхода на пенсию (для мужчин 1957 года это должен был быть 2017 год, а для женщин - 2012 год) человек в дополнение к страховой (традиционной распределительной) части пенсии мог получить заметную добавку в виде ежемесячных выплат за счет  реально накопленных средств;
- совокупный размер пенсии обеспечивает так называемый коэффициент замещения на уровне 50 процентов, то есть пенсионер может жить, потеряв, уходя на пенсию, в пределах 50 процентов заработка.
 
Запуск новой пенсионной системы потребовал создания грандиозной инфраструктуры:
 
- системы персонального учета;
- системы информирования работников о ходе формирования пенсионных накоплений (включая рассылку писем) и состояния счетов в управляющих компаниях;
- системы надежного хранения активов (депозитарий), в которые инвестируются накопленные средства;
- системы управления рисками в сфере инвестирования накопленных средств через государственную и частные управляющие компании.
 
 
Была создана инфраструктура, позволяющая привлечь огромные «длинные» деньги в экономику (триллионы рублей ежегодно). Эти деньги, являясь частной собственностью будущих пенсионеров, инвестируются в экономику через частные управляющие компании на рыночных принципах в разрешенные регулятором активы, количество видов которых должно было постоянно расширяться по мере отладки всей системы и развития фондового рынка и его прозрачности, качества корпоративного управления.
 
На создание этой инфраструктуры были потрачены значительные бюджетные средства, а также средства частного бизнеса.
 
По замыслу реформаторов поступление пенсионных накоплений на рынок акций и облигаций, с одной стороны, должно было содействовать капитализации отечественного фондового рынка, а с другой стороны, обеспечить доходность вложений этих накоплений выше инфляции в долгосрочной перспективе.
 
В этом плане пенсионная система была частью политики правительства по стимулированию экономической активности в рамках совокупности системных мер, предпринятых в течение 2000 – 2004 годов.
Начало устойчивого экономического роста,  запущенного экономической политикой и реформами начала 2000-х, привело к стремительному росту капитализации и ликвидности фондового рынка, значительному притоку портфельных и прямых иностранных инвестиций, что позволяло быстро отладить систему пенсионных накоплений, вселить доверие миллионам российских граждан к государственной политике в этой сфере, а также к участникам рынка, которые начали обслуживать миллионы людей на рынке услуг управления активами.
 
К сожалению, вместо последовательного укрепления основ новой пенсионной системы уже с 2004 года власть начала разрушать всю конструкцию.
 
Сначала было принято решение о выведении из накопительного элемента всех лиц с 1957 по 1966 год рождения. Потом был сокращен размер взносов на накопительную часть. В завершении текущие взносы на накопление были заморожены и взносы были перенаправлены в Пенсионный фонд для финансирования текущих обязательств.
 
Одновременно, правила формирования распределительной части пенсии также подверглись существенным изменениям в направлении отхода от страхового принципа, в результате чего пенсионная система фактически вновь оказалась отброшена к дореформенной системе пенсионного обеспечения. 
 
Разворот пенсионной реформы стал частью общей антиреформистской политики, которая явно сошла с рельс построения эффективной рыночной модели экономики, основанной на частной собственности, конкуренции и открытости. Новыми приоритетами стали – ручное управление, крупная собственность с доминирующей государственной долей,  государственное управление основными инвестиционными потоками и распределением ресурсов. Эта политика привела к тому, что экономика страны потеряла 10 лет (2009 – 2018 гг.), в течение которых она полностью утратила динамику. 
 
Демографические расчеты, лежавшие в основе реформы начала 2000-х, полностью оправдались и сейчас мы наблюдаем начало демографического кризиса, при котором быстро растет население пенсионных возрастов, и трудоспособное население быстро сокращается. 
 
В этой ситуации правительство не видит других решений, кроме повышения пенсионного возраста. Правительство само говорит, что без сокращения обязательств Пенсионный фонд обанкротится, не справляясь с исполнением текущих обязательств при неизменных действующих ставках пенсионных взносов работодателей. В бюджете и ФНБ средств на финансирование растущего дефицита Пенсионного фонда нет.
 
Судьба пенсионной системы последних 15 лет ярко демонстрирует историю политики, в которой не просматривается ни системности , ни ответственности. 
 
Жаль упущенных шансов и возможностей.

 


читайте так же
25.05.2021

Один почерк, один стиль - лживого, трусливого и жестокого преступления. Стиль воровской шайки, а не законной государственной власти, готовой отвечать перед миром за свои поступки.

Андрей Зубов
22.04.2021

Власть продолжит мучать Навального, и только активность общества сдерживает её жестокость

Михаил Касьянов,
председатель
21.04.2021

Как конституционный документ превратился в легковесный доклад

Михаил Касьянов,
председатель