Комиссия по вопросам народного образования, науки, культуры, религии и исторического наследия

Образование

Текущее положение:
• низкий уровень общего среднего и высшего образования в стране;
• снижение уровня фундаментальной и прикладной науки;
• деградация института научной репутации;
• критическое падение социального статуса школьных учителей, профессоров и преподавателей вузов;
• отсутствие общественного влияния на управление образовательной сферой;
• уничтожение школьной и университетской (вузовской) автономии, чрезмерное государственное вмешательство в дела школы.

Цели:
• сформировать равнодоступную и работающую по ясным и прозрачным правилам демократическую образовательную среду, обеспечивающую уровень образования, соответствующий современным глобальным требованиям;
• всеобщее среднее образование должно выпускать людей, подготовленных к участию в реальной жизни, в том числе в общественных делах;
• вовлечь общество в управление образованием.

Средства:
• переход к финансированию образовательных учреждений по принципу «деньги следуют за учеником или студентом», включая направление государственного и муниципального финансирования за обучение школьников и студентов в частных образовательных учреждениях;
• передача необходимых финансовых и административных полномочий по общему среднему образованию на муниципальный уровень власти, включая вопросы реорганизации учреждений образования;
• сочетание конкуренции образовательных учреждений за учеников (студентов) и расширения роли общественных форм контроля и управления государственными и муниципальными образовательными учреждениями (с вовлечением преподавательского, научного, студенческого, ученического и родительского сообщества), кардинальный переход на университетское самоуправление с участием общества и бизнеса, развитие института попечительских советов;
• сужение до разумных пределов школьных образовательных стандартов для освобождения пространства для творческой учительской инициативы;
• обеспечение возможностей многообразия конкурирующих учебных программ и учебников;
• резкое повышение доли в консолидированном бюджете затрат на образование и науку и возможности повышения заработной платы учителей, профессоров и преподавателей вузов;
• стимулирование благотворительности в сфере образования и науки (частные фонды должны стать заметным источником финансирование университетов и фундаментальных научных исследований);
• обеспечить максимальное самоуправление в научном сообществе, международную открытость и укрепление института научной репутации;
• реализация программы по изменению педагогического образования и повышению престижности и привлекательности профессии учителя;
• развитие доступного дошкольного образования.

Культура

Текущее положение:
Сфера культуры и культурная отрасль в России оказались наименее затронутыми реформами 1990-х годов. Институциональная среда и система управления сохранились с послевоенных времен. Сети музеев, библиотек, филармоний, театров, а также творческие союзы оказались ориентированными не на развитие, а на самовоспроизводство и самосохранение любой ценой за счет бюджетов разных уровней. Слабый «негосударственный» сектор культуры не может опереться на внутренние ресурсы, связанные с общественными формами поддержки, меценатством и благотворительностью. Главной целью системы, созданной в сталинские времена, было обслуживание пропагандистско-идеологических потребностей власти и обеспечение лояльности населения. Когда власть снова ощутила необходимость идеологической мобилизации населения, она воспользовалась старыми испытанными «культурными» механизмами. Нынешние «Основы государственной культурной политики» стали идеологическим основанием для лишения государственной поддержки институций и творческих коллективов, деятельность которых с точки зрения госчиновников не соответствует национальным интересам.

Цели:
• обеспечение гарантированных Конституцией РФ прав и свобод граждан, связанных с производством культурных ценностей, их трансляцией и доступом к культуре;
• разгосударствление культурной политики;
• децентрализация культурной политики;
• деидеологизация культурной политики;
• отказ от управления культурой в пользу создания условий для максимально свободной самореализации и развития человека и общества через культуру.

Средства:
• включение независимых культурных проектов и инициатив в международные сети и программы;
• совершенствование законодательства, формирующего мотивацию для благотворительной деятельности, меценатства и иных форм негосударственной общественной поддержки культурных и просветительских проектов и институций;
• создание на региональном и муниципальном уровнях экспертных и общественных советов, определяющих культурную политику совместно с представителями законодательной и исполнительной власти;
• изъятие из сферы влияния государства и передача под экспертно-общественный контроль ресурсов, связанных с грантовыми и конкурсными процедурами;
• стимулирование исследований и разработок, связанных с негосударственными ресурсами воспроизводства культуры;
• поощрение создания сетей независимых клубных и дискуссионных площадок, предназначенных для разработки и апробации «культурных политик» различных территориальных, социальных и профессиональных сообществ;
• создание и поддержка творческих индустрий и кластеров, ориентированных на независимость от государства, самовоспроизводство и развитие, разнообразие форм деятельности и услуг.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, НА КОТОРЫХ БУДЕТ СТРОИТЬ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИССИЯ

Образование и наука

Текущее положение:

- низкий уровень всеобщего среднего и высшего образования в стране;

- деградация фундаментальной и прикладной науки, фактическое банкротство и прекращение деятельности Российской Академии наук;

- деградация института научной репутации;

- невежественные чиновники руководят жизнью высшей школы и фундаментальной науки, быстро их разрушая;

- падение социального статуса школьных учителей, профессоров и преподавателей вузов.

Цели:

- сформировать доступную и работающую по ясным и прозрачным правилам образовательную среду, обеспечивающую уровень образования, соответствующий современным требованиям;

- воссоздать систему фундаментальной науки;

- так переформировать систему образования, чтобы высокообразованные люди определяли направления деятельности низших уровней образования;

- всеобщее среднее образование должно выпускать людей, подготовленных, прежде всего, к общественной жизни, а специальное образование должно давать будущую профессию.

Средства:

- Создание системы образовательных университетских округов, не совпадающих с основным административным делением страны. Руководящим центром в каждом округе должен стать самоуправляющийся государственный университет, который будет определять образовательную деятельность и осуществлять контроль за качеством учебных программ и профессиональным уровнем преподавателей иных высших учебных заведений, а также образовательных структур среднего и низшего звена округа;

- соединение академической науки с университетской, постепенное превращение Российской Академии наук из совокупности научных необразовательных институтов в сообщество ученых высшей квалификации, определяющих направления развития науки и образования в России;

- переход к финансированию образовательных учреждений по принципу "деньги следуют за учеником или студентом», включая направление государственного и муниципального финансирования за обучение школьников и студентов в частных образовательных учреждениях;

- передача необходимых финансовых полномочий по всеобщему среднему образованию на муниципальный уровень власти;

- сочетание конкуренции образовательных учреждений за учеников (студентов) и расширения роли общественных форм контроля и управления государственными и муниципальными образовательными учреждениями (с вовлечением преподавательского, научного, студенческого, ученического и родительского сообщества), кардинальный переход на университетское самоуправление с участием общества и бизнеса, развитие института попечительских советов;

- сужение до разумных пределов школьных образовательных стандартов для освобождения пространства для творческой учительской инициативы;

- обеспечение возможностей многообразия конкурирующих учебных программ и учебников;

- резкое повышение доли в консолидированном бюджете затрат на образование и науку и возможности повышения заработной платы учителей, профессоров и преподавателей вузов;

- стимулирование благотворительности в сфере образования и науки (частные фонды должны стать заметным источником финансирование университетов и фундаментальных научных исследований);

- обеспечить максимальное самоуправление в научном сообществе, международную открытость и укрепление института научной репутации;

- реализация программы по изменению педагогического образования и повышению престижности и привлекательности профессии учителя.

Культура

Текущее положение: В настоящее время в России быстро развиваются многие формы культурного творчества, однако главным источником их финансирования является государство, которое и диктует деятелям культуры и искусства свои, часто примитивные или глубоко идеологизированные представления. В последнее время особенно заметны усилия власти по управлению культурой и превращению ее деятелей и творцов в послушный хор поддержки тех или иных политических решений. Часто вынужденно идя на соглашение с властью, завися от нее финансово и организационно, деятели культуры и искусства переживают глубокий духовный дискомфорт, что очень пагубно сказывается и на их здоровье и на их творчестве. Нередко успеха и обильного финансирования добиваются не самые талантливые, а самые послушные и громко кричащие власти приветствия и восхваления, безоглядно и бесстыдно поддерживающие все ее политические действия, в то время как те, кто решаются выступить с принципиальной критикой власти оказываются без средств и возможностей полноценной творческой реализации. Порой художественное творчество стремятся регулировать и ограничивать, следуя своим представлениям о должном, те или иные религиозные организации.

Цели:

- культура должна стать делом ее творцов и общества;

- избавить деятелей культуры от государственного давления;

- диалог религии и деятеля культуры может происходить только и исключительно на уровне личной совести, государство не должно вмешиваться в этот диалог;

- ликвидировать монополию государства на средства и возможности для осуществления деятельности в области культуры и искусств.

Средства:

- стимулирование благотворительности в сфере культуры (частные фонды должны стать важнейшим источником финансирования музеев, отдельных творческих коллективов, театров, библиотек и других учреждений культуры);

- исключение сферы культуры из области государственного регулирования;

- все спорные вопросы в области отношений культуры и общества, в том числе и в случаях возможного "оскорбления чувств верующих" должен решать исключительно суд.

О политике исторической памяти

Текущее положение:

- Граждане России так и не получили права на знание прошлого их семьи и их страны. Многие архивы остаются закрытыми. Под предлогом военной и государственной тайны затруднен доступ к документам даже полувековой и ¾ вековой давности. Ряд хранений, открытых в 1990-е гг. засекречены вновь. Скрыты имена убийц, следователей, палачей, доносчиков, секретных агентов, от деятельности которых пострадали десятки миллионов наших граждан. Скрыты и места захоронений большинства убитых граждан, обстоятельства их насильственной гибели. Убитые так и продолжают лежать в мусоре и отбросах в тех ямах, куда они были брошены палачами. Не предпринимается никаких усилий по установлению личности погибших и их достойному человека захоронению.

- Возникает ощущение, что невероятные насилия над нашим народом совершили какие-то инопланетяне, которые вслед за тем покинули Землю. А, между тем, это наши сограждане, и они, и их потомки жили и живут среди нас. Люди России имеют право знать поименно, кто был причиной страданий и гибели их и их предков, а лица причинившие страдания и гибель и их потомки должны нравственно (если в их действиях нет уголовной составляющей), отвечать за свои деяния и деяния предков. Но поскольку офицеры советского репрессивного аппарата и активисты коммунистической партии ныне управляют Россией, они не допускают осуществления политики памяти, а всячески глушат её. Где возможно они реабилитируют действия своих отцов и свои собственные (празднование годовщин создания коммунистической репрессивной системы, присвоение воинским частям имен руководителей ВЧК-КГБ - Дзержинского и Андропова и т.п.).

- Коммунистическая пропагандистская символика не только не уничтожена за 25 лет новой России, но даже и восстанавливается. Во всех почти населенных пунктах продолжают стоять памятники таким вождям тоталитарного режима, как Ленин, Киров, Калинин, Свердлов, Дзержинский, Орджоникидзе; таким идеологам как К.Маркс и Ф.Энгельс. Улицы, площади, различные объекты, да порой и сами города и области носят имена людей и реалий, связанных с созданием и упрочением репрессивного тоталитарного режима, порой лично виновных в гибели многих тысяч людей. На Красной площади Москвы в величественном мавзолее находится тело тягчайшего преступника Владимира Ульянова (Ленина), а тела его подельников похоронены у Кремлевской стены. В 2000 г. в качестве гимна России восстановлена музыка советского сталинского гимна.

Цели:

- Всё это совершенно невыносимо для русского сердца. Наша земля должна быть освобождена от увековеченной памяти палачей наших народов и от символики режима семьдесят лет лишавшего российских граждан жизни, достоинства, свободы и имущества.

- Мы полагаем, что любая пропаганда советского коммунистического режима, его деятелей и символов должна быть полностью запрещена в России. Городам и улицам должны быть возвращены их старые, докоммунистические названия, в памятниках, мемориальных досках и названиях новых улиц и городов увековечена память тех людей и событий, которые созидали нашу родину и делами которых мы действительно можем гордиться. Национальная и местная символика не должна иметь ничего общего с символами коммунистического режима.

- Мы всецело уверены, что почтение к усопшим предкам, "любовь к отеческим гробам", память о деяниях прошлых поколений, забота о захоронениях составляет необходимое основание для уважения к личности и достоинству ныне живущих людей и является действенным лекарством от беспамятства и холодного равнодушия к ближнему – недугов, которыми болен наш народ. Государство и общество должны взять на себя заботу о восстановлении исторической памяти России.

- Не следует забывать, что за период коммунистической диктатуры Россия потеряла более девяти десятых своих культурных ценностей, и свою задачу мы видим в том, чтобы сохранить оставшееся, восстановить разрушенное, вернуть утраченное.

Средства:

- Необходимо увековечить память жертв коммунистического террора, создатьмемориальные кладбища, по возможности персонализировать останки погибших, достойно перезахоронить их в именных могилах. Сделать печальные места страданий и гибели наших граждан местами исторической памяти, охранять их, изучать, проводить на месте занятия со школьниками и студентами.

- Должно быть запрещено публичное использование символов, атрибутов и реалий тоталитарного коммунистического режима и имен его деятелей (в т.ч. в топонимах, монументальных изображениях, названиях политических организаций), пропаганда советского коммунизма (большевизма). Пропаганда советского коммунизма, его деятелей и символов должна быть приравнена к пропаганде нацизма/фашизма и рассматриваться как человеконенавистническая практика. Сохранившиеся с советских времен инструменты такой пропаганды должны быть удалены из публичного пространства, при условии сохранения ценных объектов культурного наследия. Названия общественных и политических организаций не должны содержать понятий, относящихся к идеологии коммунистического тоталитаризма. Эти ограничения не должны затрагивать свободу научной деятельности.

- То же самое в полной мере относится и к жертвам войн. Мы должны стремиться к тому, чтобы в России не осталось безымянных могил, чтобы все человеческие останки были достойно погребены независимо от того, принадлежат ли они нашим соотечественникам, воинам Императорской, Белой, Красной, Советской или Российской армии или тогдашним нашим врагам. Там, где имеется такая возможность, следует восстановить уничтоженные при большевицком режиме кладбища и захоронения.

- Что же касается преступников, созидавших и осуществлявших коммунистический тоталитарный режим, то и их не следует лишать погребения, но деяния таких лиц должны быть соответственно обозначены и на могильном камне, даже если люди эти впоследствии сами пали жертвой коммунистического режима.

- Само собой разумеется, что всячески следует приветствовать свободное историческое исследование, научную дискуссию при изучении отечественной истории. В прошлом не должно быть белых пятен и запретных тем. Напротив, чем болезненней воспринимается какое-то историческое явление или факт, чем стыдней нам за него, тем с большей тщательностью должны эти явления и факты изучаться. Мы убеждены, что патриотизм состоит не в сокрытии ошибок и преступлений прошлого, а в их мужественном выявлении, изучении и исправлении. В этом единственная гарантия того, что они не будут совершены вновь.

- Институты исторической памяти (общественные или государственные) должны появиться как минимум во всех административных единицах первого порядка в России.

- Охрана памятников истории и культуры народов России, их поддержание, реставрация и, при необходимости, музеификация из государственных средств - важнейшая задача политики исторической памяти. Необходимо тщательно сохранять градостроительную систему исторических городов и исторические ландшафты, а где есть к тому возможность и необходимость, и восстанавливать их.

- Граждане России должны иметь возможность свободного бесплатного доступа в главные культурные собрания (музеи, картинные галереи, библиотеки) нашей страны, находящиеся в ведении государства.

О лицах вынужденно или добровольно покинувших Россию и их потомках, проживающих за границей

Нынешнее положение:

- Трагический ХХ век привел к тому, что из России уехало несколько миллионов ее граждан. Большинство из них покинули родину, спасая свою жизнь, свободу, честь и достоинство. Некоторые были высланы против своей воли. После 1990 года сотни тысяч российских граждан покинули нашу страну в поисках лучшей, более обеспеченной, безопасной, удобной жизни для себя и своих детей, ради охраны здоровья, реализации своих творческих планов и возможностей. Значительная часть покинувших Россию ее граждан принадлежит к самой образованной, культурной, талантливой части нашего народа. Их отъезд стал приобретением для мира, но огромной потерей для России.

- Большинство эмигрантов упрочили или освоили за границей важные специальности, сохранили или приобрели навыки жизни в свободном рыночном правовом обществе. Эти навыки и многие из этих специальностей ныне или вовсе не существуют или пребывают в весьма деградировавшем состоянии в России. Эмигранты, как правило, не растратили увезенный с родины интеллектуальный и человеческий капитал, но приумножили его за рубежом. Многие при этом сохранили и сознание своей русскости, знание языка предков, интерес к культуре и жизни исторической родины. Став гражданами других стран, они в сердце хранят верность и любовь к России.

Цель: Мы полагаем, что никакое восстановление нашей страны невозможно без широкого привлечения к этому делу тех, кто в своих душах продолжают сознавать себя людьми России. Необходимо приложить максимальные усилия к тому, что бы покинувшие Россию люди и их потомки восстановили свои связи с исторической родиной, а по возможности и вернулись в неё.

Средства:

- Для всех лиц, являющихся гражданами либо потомками граждан Российской Империи, СССР, Российской Федерации получение российского гражданства осуществлять по свободной заявительной процедуре. Это право не должно распространяться на граждан иных государств, возникших на территории Российской Империи и СССР.

- На всех потомков российских эмигрантов, если они не являются гражданами иных государств, возникших на территории Российской Империи и СССР, независимо от фактического их гражданства, распространяются все остаточные права на собственность и труд в России.

- В отношении эмигрантов из России и их потомков Россия дозволяет существование двойного гражданства.

- Граждане России, как вернувшиеся из эмиграции, так и сохраняющие местом постоянного жительства иную, нежели Россия, страну, обретают всю полноту прав и свобод российских граждан, могут занимать в России любые должности и посты и осуществлять любую, разрешенную законом деятельность (за исключением категорий лиц, перечисленных в люстрационных списках).

- Все российские граждане имеют право свободного въезда и выезда из России и не нуждаются ни в каких дополнительных дозволениях.

- Государство создает все необходимые условия для поддержания знания языков и культур России за рубежом, создает институты российских языков и культур, распространяет учебные пособия, предоставляет стипендии, поддерживает школы и программы изучения России, языков и культур её народов.

- Государство заботится о сохранении памяти о своих выдающихся гражданах за пределами страны, охраняет и оплачивает мемориальные кладбища российской эмиграции и отдельные могилы, поддерживает и устанавливает мемориальные доски и иные монументы, связанные с лицами и событиями памятными для России.

 


  • Андрей
    Зубов

  • А ЭТО МЕСТО
    ДЛЯ ТЕБЯ
Ты хочешь войти состав комиссии и помочь партии формировать позицию? Расскажи о себе - заполни форму.
Напишите нам