Формально правила проведения выборов в парламент Петербурга еще не определены. Однако два ключевых момента можно зафиксировать, на мой взгляд, уже сейчас.
Выборы в питерский парламент совмещены с выборами в Госдуму, поэтому, с большой долей вероятности, пройдут по одним и тем же правилам. Это может означать, что досрочного голосования – главного оружия власти во время муниципальной кампании прошлого года – не будет. На выборах в Госдуму подобный механизм хоть и в теории предусмотрен, но на практике применяться не будет, что с вероятностью в 99%, дает основания утверждать, что и на городском уровне поменять федеральные правила игры никто не рискнет.
И дело тут не столько в условном противостоянии между Смольным и ЗакСом в борьбе за голоса бюджетников и пенсионеров. Уверен, что и та, и другая сторона с радостью воспользовалась любимым административным ресурсом и за неделю до голосования мы вновь стали свидетелями автобусов с бабушками возле избирательных участков.
Отменить досрочное голосование петербургским властям пришлось по объективным причинам. Пригнать людей на избирательные участки получится один раз, проголосовав досрочно на выборах в ЗакС. Второй раз — в день голосования, чтобы проголосовать за депутатов Госдумы, горожане уже не пойдут.
Получив хорошую явку и нужный процент на региональных выборах (ЗакС), местные силы сильно опустят процент явки на выборах в Госдуму и этим внесут элемент неопределенности в результат по региону в целом. Что, конечно, абсолютно не устроит федеральные власти, и чего они не допустят.
Людям, сидящим в высоких кабинетах Администрации президента, куда важнее высокая явка и легитимность федеральных выборов, нежели технологические приемы полковника Макарова в том, как он расставляет своих людей по нужным местам в ЗакСе.
Конечно, нам предстоят веселые истории с открепительными, колонны автобусов, возящих нужных людей голосовать и другие прелести этого вида махинаций. Однако, на мой взгляд, такой метод не дает тех преимуществ, когда на прошлых муниципальных выборах в Петербурге кандидаты от «Единой России» при досрочном голосовании показывали «чеченские» проценты.
В условиях смешанных выборов (25 мандатов по мажоритарным округам и 25 – по партийным спискам) мы точно столкнемся с ситуацией миграции электората из округа в округ. Количество людей, готовых уступить свой голос за звонкую монету, все же ограничено. Перетягивание людей с открепительными внесет неразбериху, в первую очередь, в ряды партии власти. Кандидаты, обладающие большим финансовым ресурсом, будут переманивать голосующих на свои территории, оголяя округа своих менее успешных собратьев.
Еще одним фактором, который, на мой взгляд, может сыграть на руку независимым кандидатам, — возвращение конкуренции. В условиях борьбы в одномандатных округах и жесткой конкуренции по спискам личные качества кандидата, способность побеждать, вновь выходят на первый план. Но за последние четыре года и особенно после муниципальной кампании, проведенной по «макаровскому» сценарию с крайне высоким процентом досрочки, кандидатов, способных вести полноценную выборную борьбу, осталось не так уж и много.
Конечно, не стоит рассчитывать, что в новых реалиях эти выборы станут по-настоящему открытыми и конкурентными. Ситуация, на мой взгляд, может значительно отличаться от той, что мы видели год назад, и шанс у независимых кандидатов побороться за депутатские мандаты есть.