В 2015 году в Новосибирской области отменили прямые выборы мэров всех городов, кроме Новосибирска и Кольцово. Теперь главу города будут выбирать не жители, а местные советы депутатов. 28 октября состоялись дебаты кандидатов в мэры Бердска. После того как я узнал информацию о кандидатах, у меня не осталось особого желания туда идти. Я был уверен, что основные фавориты губернатора не придут: им нет необходимости общаться с жителями, их и так назначат. Остальные кандидаты не представили хоть какого-то плана развития города.
Хотя нет, был один план: спустить Новосибирское водохранилище и очистить чакры города Бердска, скрытые под водой.
То, к чему стремились федеральные и областные чиновники, случилось: муниципалитеты на коленях с протянутой рукой будут заглядывать в рот губернатору и ждать подачку. Перераспределение налогов сделало свое дело: теперь львиная доля всех средств уходит в федеральный и областной центры, а потом возвращается как субвенции, субсидии, дотации, трансферты и еще что-то там.
Понятно, что компетентный управленец сильно подумает и, скорее, не пойдет на пост мэра. Не любят честные и ответственные люди быть зависимыми от настроения барина. Но даже в условиях полной зависимости от настроений областного начальства находились отчаянные люди, готовые работать. Прошедшие дебаты и отмена выборов мэра показали, что именно по таким людям и нанесен последний удар.
Когда городской бюджет на семьдесят процентов — областные дотации, на первый план для мэра выходят отношения с губернатором. Мэру важнее иметь прямой выход на главу региона, то есть получить доступ к его мобильному телефону, чем эффективно строить инфраструктуру или привлекать инвестиции и стимулировать бизнес в городе.
Что мы теперь имеем: денег в муниципалитете нет, выборов нет. Кто будет управлять городом, решают чиновники, чиновники и еще раз чиновники. Круг замкнулся: людей в этой цепочке нет!
Потому и не пришли на дебаты основные фавориты — кандидаты, близкие к областному руководству. Зачем им идти?
Хватит ли нашим депутатам смелости отклонить кандидатов? Сомневаюсь. Среди депутатов почти нет независимых людей. Они либо чиновники, либо предприниматели, связанные с чиновниками.
В кулуарах депутаты еще несколько лет назад говорили, что выборы нужны, что налоги надо оставлять в городе. Теперь речь идет лишь о том, что надо участвовать в федеральных и областных программах. Обсуждают, как много для города сделают вышестоящие чиновники, если выполнять их условия и требования.
Мысли о возврате выборов и налогов покинули головы депутатов. И это еще одна ступень деградации общества. Не за горами уже благодарность начальству за хлеб в магазине и мясо по талонам.
Мы часто возмущаемся, когда видим «мальчика» сорока лет, который волочится за мамой лет семидесяти и просит денег на пиво. Он не способен работать, не способен принимать решения, он знает, что его покормят и в баню сводят.
Когда «мальчик» был ребенком, он рвался к чему-то новому, он был любознательным. У него были мечты и сумасшедшие идеи. В нем была жизнь! Но замученная работой и жизненными трудностями мама сводила воспитание ребенка к формуле «сыт и одет — что еще тебе надо?». В итоге мальчик усвоил, что на все свои инициативы он будет слышать: «Не лезь, не спрашивай, отстань, зачем тебе это, не трогай, сиди тихо».
Таковы и общественные отношения.
Мы живем по принципу «сидеть тихо, наверху все знают лучше нас».
Страна словно «мальчик» сорока лет с эмоциональным интеллектом школьника начальных классов.
Между тем, только полноценные полномочия на уровне муниципалитетов, подкрепленные адекватными поступлениями из налоговой системы, смогут сформировать развитое общество и конкурентоспособность в современной России.
Только граждане, от ответственности и воли которых зависит местная власть, понимают, что состояние дорог, поликлиник и безопасность — в их руках. Участковый не работает? Так они поменяют его на следующих выборах. Глава местного самоуправления отдает землю на берегу непонятно кому? Проведут референдум: отдавать или нет и что там строить?
Как только глава города будет понимать, что каждое рабочее место принесет налоги в город, что новое предприятие — это еще больше налогов в виде НДС и налога на прибыль, так сразу исчезнет волокита при принятии решений. Тогда всех инвесторов будут обхаживать.
Я уверен, что это рано или поздно случится: появление в стране независимых муниципалитетов с хорошим темпом развития, в которых граждане никогда не позволят укладывать асфальт в дождь или снег, понимая, что это их деньги. И за такие действия мэру будет грозить отставка.
Сейчас же в Бердске именно в снег асфальт и укладывают. Все понимают, что это неправильно, но местные чиновники рапортуют: деньги приходят поздно и оставить на следующий год их нельзя. Областные руководители говорят, мол, скажите спасибо, что вообще дали.
Горожане-налогоплательщики могут добиться доступа к данным о расходах и контролировать работу муниципального самоуправления через выборы. Только тогда будут вовремя строиться и ремонтироваться дороги, поликлиники и больницы, станут доступнее качественные медицинские услуги. Город превратится в удобное и чистое место, привлекательное для жизни, а мэр перестанет считать, что его работа немыслима без привилегий и должна оплачиваться выше, чем работа врача или учителя.