Представьте, что вы живете в небольшом поселке. Пусть это будет поселок Слюняево, домов на 1000. И в 10 км от вашего поселка есть небольшой город районного значения. Но нормальной дороги до него нет, как и нет регулярного транспортного сообщения. Жителям приходится добираться до него пешком - кому на работу, кому в больницу, кому детей в школу отводить. И наступил момент, когда на общем собрании жители решают, что пора построить нормальную дорогу до города и купить автобус, возить их в город и обратно.
Назначенный председатель поселка вызывается все организовать - посчитать смету, найти подрядчиков для строительства, купить автобус, нанять водителя, организовать ремонтную мастерскую для автобуса, заправочную станцию, слесаря и т.д. и т.п.. Одним словом, председатель создаёт целое транспортно-инфраструктурное предприятие по организации перевозки жителей поселка Слюняево. И назначает директором предприятия своего шурина. А кого еще назначить? Он же целых полгода продавал билеты в кассе на автовокзале и знает, как все устроено изнутри.
И тут начинают происходить странные и неприятные для жителей поселка вещи. Первоначально утвержденная смета раздувается на глазах - стройка дорожает, штат растет (секретарь, водитель, бухгалтер, повар, уборщица, помощник, курьер,...), сроки ввода в эксплуатацию сдвигаются все дальше. Оказывается, что у председателя есть хуторок в стороне от планируемой дороги, поэтому маршрут искривляется и удлиняется. И так еще пару раз по мере того как находятся старые друзья, мимо которых дорога ну никак не может пройти. А платить за все это должны жители поселка и вы лично, а никак не шурин председателя или его знакомые. И причины по которым меняется маршрут и дорожает стройка приводятся такие, что простому человеку не понять и не поспорить, а тому, кто все же решает поспорить затыкают рот - "ты никто, а я всю жизнь этим занимаюсь, поэтому молчи и сдавай деньги".
Долго дорога строится, да быстро сказка рассказывается - построили друзья-родственники председателя дорогу от поселка Слюняево до города. Но почему-то получилась она в 2 раза длиннее, в 2 раза уже, в 5 раз дороже и строилась в 10 раза дольше. Но и на этом спасибо, думают жители, а ведь другие строители могли бы и вообще не построить. И автобус хотели купить иностранный, с кондиционером и мягкими креслами, а купили пазик со скамейками, без окон, но по цене иностранного.
Дорогу надо время от времени ремонтировать, автобус чинить, топливо покупать, а водителю зарплату платить. Поэтому первоначально жители решали ввести систему билетов и с каждого пассажира брать по 5 рублей за проезд. Посчитали, что этого должно хватить на все расходы.
Но и здесь вмешались непредвиденные обстоятельства - кушать хочется всем, а некоторым хочется кушать особенно сильно и сытно. Поэтому для ремонта дороги директор решил не приглашать пару раз в год городскую бригаду, а организовать свою из 20 человек на зарплате, купить технику, нанять секретарей-экономистов (которые почему-то оказались все родственниками да друзьями председателя поселка) и снять дорогой офис в городе (для солидности). Да и не чинить же старый пазик на улице - некрасиво как-то выходит. Поэтому для его ремонта купили землю, построили на ней большой ангар, купили инструмент и наняли много персонала, чтобы обслуживать 1 автобус, на котором возит пассажиров 1 водитель.
Неожиданно после все подсчетов оказалось, что билеты надо продавать не по 5 рублей, а по 30. Председатель позвал на совещание своих старых знакомых, а совещание назвал комиссией по тарифам. Комиссия заседала в бане председателя, пила холодную водку, кушала сытно и вынесла решение - стоимость билета надо повышать, а жителям сказать, что не их ума это дело.
Жители повозмущались немного, да и молча согласились. А что делать? Всегда так было.
Но вот законы экономики в нашей истории никак не отменить. И вышло таким образом, что вместо 1500 пассажиров, готовых платить по 5 рублей за билет, автобусом пользуются только 150 пассажиров, которым по карману билет за 30 рублей. И планируемых доходов сельская транспортная компания не получает. А расходы уже все поделены - кто какую зарплату получит, у кого и по чем топливо купят.
И что же делать?! Не оставлять же жителей поселка без удобного транспортного сообщения? Поэтому председатель поселка с друзьями (как он называет их - "сельский совет") решают поднять стоимость билета до 35 рублей, а те деньги, что транспортная компания хотела получить, да не получила из-за жадности жителей, компенсировать из бюджета поселка, то есть из вашего кармана.
А как закончится эта история решать нам с вами - согласимся ли мы оплачивать дармоедам и жуликам из транспортной компании их безразмерные аппетиты или возьмем финансовые документы, проведем проверку, выясним, почему билет стоит 30 рублей, а не 5, кому уходит разница, и выгоним всех нахлебников, кто присосался к бюджетному караваю и не мыслит жизни без него.
Заходите на stop-tarif.ru и подписывайте петицию против необоснованного повышения тарифов на общественный транспорт.