заместитель председателя партии

Пенсионная система как зеркало российских «реформ»

16 лет прошло с начала запуска пенсионной реформы. Само обсуждение и принятие основных ее положений осуществлялось в совершенно иной политической обстановке. 
 
Государственная дума была «местом для дискуссий». Основные положения активно дискутировались в специально созданном широком совещательном органе – Совете по пенсионной реформе, в котором активно работали и все политические силы, и авторитетные представители губернаторского корпуса, и профсоюзы (не столь сервильные как ныне), эксперты, представители правительства и работодателей.
 
Непосредственно в Правительстве пенсионной реформой занимались известные финансисты, экономисты, специалисты в области трудовых отношений и социальной сферы: Михаил Дмитриев, Михаил Зурабов, Александр Починок, Белла Златкис, Андрей Козлов, Евгений Гонтмахер и др. В обсуждениях активно принимали участие представители финансового бизнеса (страховых компаний и компаний, работающих на фондовом рынке).
 
Политическая задача состояла в формировании на основе долгосрочных демографических расчетов и прогноза экономического развития новой пенсионной системы, в которой:
 
- одновременно присутствует накопительный элемент и распределительная часть, при этом накопительная часть растет по мере включения в нее все новых поколений граждан, вступающих в трудовую деятельность;
- пенсия носит страховой характер и ее размер зависит от уровня заработной платы и размеров взносов на работника в пенсионную систему;
- лица 1957 года и младше за счет накопительных взносов начинают в обязательном порядке накапливать пенсионные средства, которые они направляют на инвестирование по своему разумению (либо через ВЭБ как государственную управляющую компанию, либо через частные управляющие компании);
- к моменту выхода на пенсию (для мужчин 1957 года это должен был быть 2017 год, а для женщин - 2012 год) человек в дополнение к страховой (традиционной распределительной) части пенсии мог получить заметную добавку в виде ежемесячных выплат за счет  реально накопленных средств;
- совокупный размер пенсии обеспечивает так называемый коэффициент замещения на уровне 50 процентов, то есть пенсионер может жить, потеряв, уходя на пенсию, в пределах 50 процентов заработка.
 
Запуск новой пенсионной системы потребовал создания грандиозной инфраструктуры:
 
- системы персонального учета;
- системы информирования работников о ходе формирования пенсионных накоплений (включая рассылку писем) и состояния счетов в управляющих компаниях;
- системы надежного хранения активов (депозитарий), в которые инвестируются накопленные средства;
- системы управления рисками в сфере инвестирования накопленных средств через государственную и частные управляющие компании.
 
 
Была создана инфраструктура, позволяющая привлечь огромные «длинные» деньги в экономику (триллионы рублей ежегодно). Эти деньги, являясь частной собственностью будущих пенсионеров, инвестируются в экономику через частные управляющие компании на рыночных принципах в разрешенные регулятором активы, количество видов которых должно было постоянно расширяться по мере отладки всей системы и развития фондового рынка и его прозрачности, качества корпоративного управления.
 
На создание этой инфраструктуры были потрачены значительные бюджетные средства, а также средства частного бизнеса.
 
По замыслу реформаторов поступление пенсионных накоплений на рынок акций и облигаций, с одной стороны, должно было содействовать капитализации отечественного фондового рынка, а с другой стороны, обеспечить доходность вложений этих накоплений выше инфляции в долгосрочной перспективе.
 
В этом плане пенсионная система была частью политики правительства по стимулированию экономической активности в рамках совокупности системных мер, предпринятых в течение 2000 – 2004 годов.
Начало устойчивого экономического роста,  запущенного экономической политикой и реформами начала 2000-х, привело к стремительному росту капитализации и ликвидности фондового рынка, значительному притоку портфельных и прямых иностранных инвестиций, что позволяло быстро отладить систему пенсионных накоплений, вселить доверие миллионам российских граждан к государственной политике в этой сфере, а также к участникам рынка, которые начали обслуживать миллионы людей на рынке услуг управления активами.
 
К сожалению, вместо последовательного укрепления основ новой пенсионной системы уже с 2004 года власть начала разрушать всю конструкцию.
 
Сначала было принято решение о выведении из накопительного элемента всех лиц с 1957 по 1966 год рождения. Потом был сокращен размер взносов на накопительную часть. В завершении текущие взносы на накопление были заморожены и взносы были перенаправлены в Пенсионный фонд для финансирования текущих обязательств.
 
Одновременно, правила формирования распределительной части пенсии также подверглись существенным изменениям в направлении отхода от страхового принципа, в результате чего пенсионная система фактически вновь оказалась отброшена к дореформенной системе пенсионного обеспечения. 
 
Разворот пенсионной реформы стал частью общей антиреформистской политики, которая явно сошла с рельс построения эффективной рыночной модели экономики, основанной на частной собственности, конкуренции и открытости. Новыми приоритетами стали – ручное управление, крупная собственность с доминирующей государственной долей,  государственное управление основными инвестиционными потоками и распределением ресурсов. Эта политика привела к тому, что экономика страны потеряла 10 лет (2009 – 2018 гг.), в течение которых она полностью утратила динамику. 
 
Демографические расчеты, лежавшие в основе реформы начала 2000-х, полностью оправдались и сейчас мы наблюдаем начало демографического кризиса, при котором быстро растет население пенсионных возрастов, и трудоспособное население быстро сокращается. 
 
В этой ситуации правительство не видит других решений, кроме повышения пенсионного возраста. Правительство само говорит, что без сокращения обязательств Пенсионный фонд обанкротится, не справляясь с исполнением текущих обязательств при неизменных действующих ставках пенсионных взносов работодателей. В бюджете и ФНБ средств на финансирование растущего дефицита Пенсионного фонда нет.
 
Судьба пенсионной системы последних 15 лет ярко демонстрирует историю политики, в которой не просматривается ни системности , ни ответственности. 
 
Жаль упущенных шансов и возможностей.

 


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
15.11.2018
Считаю, что России необходима государственная программа по восстановлению мемориальных кладбищ и воинских захоронений тех лет как на своей земле, так и на территории сопредельных Белоруссии, Латвии, Литвы, Украины и Польши, на полях которых происходили самые ожесточенные сражения Восточного фронта.
Михаил Касьянов,
председатель
12.11.2018
Я уверен, что на Форуме мира, выступая вместе Президентом Франции и Канцлером Германии, мой Президент нашел бы точные и возвышенные слова, которые показали бы, как уязвим сегодняшний мир, как случайно из-за амбиций и дурного национализма могут начинаться войны, губящие и народ и культуру самого агрессора, и ничего не принося в замен, кроме слез вдов и матерей и крестов бесчисленных могил.
Андрей Зубов
04.11.2018
Чтобы избежать разрушения существующей системы ядерного сдерживания США и Россия должны совместно признать существование серьезной проблемы и, не выходя из Договора и демонстрируя миру свою ответственность за глобальную безопасность, начать его переформатирование.
Михаил Касьянов,
председатель
16.10.2018
Как и в XV-XVI века последствия Схизмы будут печальны не для мирового Православия, а для самой Русской Церкви.
Андрей Зубов
13.10.2018
Нестабильность и кровопролитие в этом регионе скажутся на всей России, особенно в условиях политической и экономической нестабильности. Поэтому ключ к решению проблемы только совместная выработка мудрого и взвешенного решения старейшинами республик сможет уладить конфликт, бездарно порожденный действующей властью, считающей, что всегда и во всем можно сторговаться.
Михаил Касьянов,
председатель
09.10.2018
За минувший год расследование убийства Немцова не продвинулось ни на шаг. Власть намерена забыть об этом преступлении. Но мы помним и забыть не дадим! Имена убийц и заказчиков будут названы.
Михаил Касьянов,
председатель
29.09.2018
Когда-нибудь, в новой России, на этом месте будет стоять бюст Леонида Канегиссера, гениально талантливого юного поэта, сумевшего в свои 22 года понять, за что стоит отдавать жизнь, а на что не стоит её тратить. Вот он – пример для нас, нынешних, и для молодых, и для старых. Он, а не Урицкий заслуживает благодарной памяти русского народа, и, кстати, народа еврейского, сыном которого он всегда себя считал и своё еврейство нёс как жребий, призвание и долг. Уверен, Леонида Канегиссера дóлжно чтить не только в России, но и в Израиле. Не оправдывать из национально-патриотических убеждений террориста Урицкого, а чтить Канегиссера.
Андрей Зубов
28.09.2018
В Кремле считают, что сейчас не время для рисков. Так как политические игры становятся опасными Россию ждет полная отмена выборов губернаторов. Как и в 2004- 2012 годах глав субъектов будет назначать лично президент. Но и люди уже не будут мириться с закручиванием гаек. То что мы видим сейчас — это первые всплески грядущего недовольства.
Михаил Касьянов,
председатель
24.09.2018
Своим решением о повышении пенсионного возраста Путин расписывается в неспособности проводить политику, обеспечивающую экономический рост, повышение благосостояния граждан и, как следствие, — увеличение продолжительности жизни. Для меня как и для многих профессиональных экспертов очевидно, что при нынешних качестве и продолжительности жизни людей, уровне их доходов, состоянии системы здравоохранения и социальной поддержки постановка вопроса о повышении пенсионного возраста в ближайшие годы невозможна. К сожалению огромные финансовые ресурсы, принадлежавшие всем гражданам России, нынешняя власть пустила на ветер. Но даже в этой ситуации возникающую пенсионную проблему можно и нужно решить иначе.
Михаил Касьянов,
председатель
26.08.2018
Могу твёрдо сказать – он любил и уважал Россию и её народ больше, чем все нынешние российские сенаторы и другие властители. Да, он был нетерпим к лицемерному, лживому путинскому режиму, считал его ядом для нашей страны. Но Россию и наш народ очень уважал, считал нашу страну важным партнером.
Михаил Касьянов,
председатель
21.08.2018
Вполне вероятно, что в качестве контрсанкций российские власти могут отказаться от использования доллара США в расчетах по экспорту нефти и другого сырья. Такие действия вполне укладываются в путинскую логику, но неизбежно приведут к дополнительному удару по экспорту и экономике страны. Последствия безответственной путинской политики, вызвавшей санкционный режим, скажутся не только на олигархах, но и, к сожалению, на жизни миллионов россиян.
Михаил Касьянов,
председатель
26.07.2018
о степени негативного воздействия на экономику рост ставки НДС не менее губителен, чем повышение пенсионного возраста. Жадность и страх за конец эпохи безнаказанного разграбления страны и её граждан толкает власть на безрассудные действия. Повышение НДС угнетающе скажется на всех сферах экономической жизни страны: возможности потребления населения сильно снизятся, будет подавлена активность производственных предприятий. Об экономическом росте в этих условиях можно забыть.
Михаил Касьянов,
председатель
17.07.2018
Глава МИД Лавров оценил переговоры Путина с Трампом как «лучше чем супер». Это неудивительно. С точки зрения пиара это действительно так. Теперь кремлевская пропаганда использует плоды саммита в Хельсинки по максимуму. Но проиграют от путинского «успеха», конечно же, российские граждане. Их ждёт повышение цен и пенсионного возраста, усиление давления на инакомыслящих.
Михаил Касьянов,
председатель
17.07.2018
Увы, и нынешняя власть государственная и нынешняя власть церковная солидарна с убийцами царской семьи, а не с жертвами. А каждый человек России сам должен сделать свой выбор. Нейтральных и равнодушных тут быть не может. И от нашего выбора в этом историческом вопросе зависит будущее нашей России.
Андрей Зубов
19.06.2018
Разворот пенсионной реформы стал частью общей антиреформистской политики, которая явно сошла с рельс построения эффективной рыночной модели экономики, основанной на частной собственности, конкуренции и открытости. Новыми приоритетами стали – ручное управление, крупная собственность с доминирующей государственной долей, государственное управление основными инвестиционными потоками и распределением ресурсов.
Константин Мерзликин,
заместитель председателя партии
15.06.2018
Повышение налогов снизит возможности потребления населения и подавит деловую активность предприятий. При такой политике говорить об экономическом росте невозможно. НЭП Путина – это не «прорыв», а прозябание.
Михаил Касьянов,
председатель
05.06.2018
Граждане открыто не ропщут. Для руководства страны это главное: можно продолжать удерживать власть ничего не меняя, и постепенно усиливать контроль над обществом. Именно это - реальная повестка нового шестилетнего путинского срока. Майский указ - лишь формальная его декорация.
Михаил Касьянов,
председатель
06.05.2018
Правящий режим превратился в карательную систему, которая пытается превратить уважающих себя граждан в безропотных рабов, покорных любому начальству, раздавить их волю к сопротивлению. Но история свидетельствует, что такие попытки оканчиваются крушением репрессивных режимов.
Михаил Касьянов,
председатель
27.04.2018
Власти Северной Кореи наконец поняли, что мир намного выгоднее войны, что история будет чтить миротворцев и проклинать авантюристов, ставящих мир на порог глобальной катастрофы. Неожиданно диктатор самой закрытой страны мира преподал урок российской власти, что в международной политике нужно уметь делать решительные маневры.
Михаил Касьянов,
председатель
15.04.2018
Масштабный удар международной коалиции демонстрирует, что возмездие за преступления неотвратимо. Запад терпеть эти преступления больше не будет. Вашингтон уже объявил о предстоящем введении новых санкций теперь уже за поддержку режима Асада.
Михаил Касьянов,
председатель