заместитель председателя партии

Пенсионная система как зеркало российских «реформ»

16 лет прошло с начала запуска пенсионной реформы. Само обсуждение и принятие основных ее положений осуществлялось в совершенно иной политической обстановке. 
 
Государственная дума была «местом для дискуссий». Основные положения активно дискутировались в специально созданном широком совещательном органе – Совете по пенсионной реформе, в котором активно работали и все политические силы, и авторитетные представители губернаторского корпуса, и профсоюзы (не столь сервильные как ныне), эксперты, представители правительства и работодателей.
 
Непосредственно в Правительстве пенсионной реформой занимались известные финансисты, экономисты, специалисты в области трудовых отношений и социальной сферы: Михаил Дмитриев, Михаил Зурабов, Александр Починок, Белла Златкис, Андрей Козлов, Евгений Гонтмахер и др. В обсуждениях активно принимали участие представители финансового бизнеса (страховых компаний и компаний, работающих на фондовом рынке).
 
Политическая задача состояла в формировании на основе долгосрочных демографических расчетов и прогноза экономического развития новой пенсионной системы, в которой:
 
- одновременно присутствует накопительный элемент и распределительная часть, при этом накопительная часть растет по мере включения в нее все новых поколений граждан, вступающих в трудовую деятельность;
- пенсия носит страховой характер и ее размер зависит от уровня заработной платы и размеров взносов на работника в пенсионную систему;
- лица 1957 года и младше за счет накопительных взносов начинают в обязательном порядке накапливать пенсионные средства, которые они направляют на инвестирование по своему разумению (либо через ВЭБ как государственную управляющую компанию, либо через частные управляющие компании);
- к моменту выхода на пенсию (для мужчин 1957 года это должен был быть 2017 год, а для женщин - 2012 год) человек в дополнение к страховой (традиционной распределительной) части пенсии мог получить заметную добавку в виде ежемесячных выплат за счет  реально накопленных средств;
- совокупный размер пенсии обеспечивает так называемый коэффициент замещения на уровне 50 процентов, то есть пенсионер может жить, потеряв, уходя на пенсию, в пределах 50 процентов заработка.
 
Запуск новой пенсионной системы потребовал создания грандиозной инфраструктуры:
 
- системы персонального учета;
- системы информирования работников о ходе формирования пенсионных накоплений (включая рассылку писем) и состояния счетов в управляющих компаниях;
- системы надежного хранения активов (депозитарий), в которые инвестируются накопленные средства;
- системы управления рисками в сфере инвестирования накопленных средств через государственную и частные управляющие компании.
 
 
Была создана инфраструктура, позволяющая привлечь огромные «длинные» деньги в экономику (триллионы рублей ежегодно). Эти деньги, являясь частной собственностью будущих пенсионеров, инвестируются в экономику через частные управляющие компании на рыночных принципах в разрешенные регулятором активы, количество видов которых должно было постоянно расширяться по мере отладки всей системы и развития фондового рынка и его прозрачности, качества корпоративного управления.
 
На создание этой инфраструктуры были потрачены значительные бюджетные средства, а также средства частного бизнеса.
 
По замыслу реформаторов поступление пенсионных накоплений на рынок акций и облигаций, с одной стороны, должно было содействовать капитализации отечественного фондового рынка, а с другой стороны, обеспечить доходность вложений этих накоплений выше инфляции в долгосрочной перспективе.
 
В этом плане пенсионная система была частью политики правительства по стимулированию экономической активности в рамках совокупности системных мер, предпринятых в течение 2000 – 2004 годов.
Начало устойчивого экономического роста,  запущенного экономической политикой и реформами начала 2000-х, привело к стремительному росту капитализации и ликвидности фондового рынка, значительному притоку портфельных и прямых иностранных инвестиций, что позволяло быстро отладить систему пенсионных накоплений, вселить доверие миллионам российских граждан к государственной политике в этой сфере, а также к участникам рынка, которые начали обслуживать миллионы людей на рынке услуг управления активами.
 
К сожалению, вместо последовательного укрепления основ новой пенсионной системы уже с 2004 года власть начала разрушать всю конструкцию.
 
Сначала было принято решение о выведении из накопительного элемента всех лиц с 1957 по 1966 год рождения. Потом был сокращен размер взносов на накопительную часть. В завершении текущие взносы на накопление были заморожены и взносы были перенаправлены в Пенсионный фонд для финансирования текущих обязательств.
 
Одновременно, правила формирования распределительной части пенсии также подверглись существенным изменениям в направлении отхода от страхового принципа, в результате чего пенсионная система фактически вновь оказалась отброшена к дореформенной системе пенсионного обеспечения. 
 
Разворот пенсионной реформы стал частью общей антиреформистской политики, которая явно сошла с рельс построения эффективной рыночной модели экономики, основанной на частной собственности, конкуренции и открытости. Новыми приоритетами стали – ручное управление, крупная собственность с доминирующей государственной долей,  государственное управление основными инвестиционными потоками и распределением ресурсов. Эта политика привела к тому, что экономика страны потеряла 10 лет (2009 – 2018 гг.), в течение которых она полностью утратила динамику. 
 
Демографические расчеты, лежавшие в основе реформы начала 2000-х, полностью оправдались и сейчас мы наблюдаем начало демографического кризиса, при котором быстро растет население пенсионных возрастов, и трудоспособное население быстро сокращается. 
 
В этой ситуации правительство не видит других решений, кроме повышения пенсионного возраста. Правительство само говорит, что без сокращения обязательств Пенсионный фонд обанкротится, не справляясь с исполнением текущих обязательств при неизменных действующих ставках пенсионных взносов работодателей. В бюджете и ФНБ средств на финансирование растущего дефицита Пенсионного фонда нет.
 
Судьба пенсионной системы последних 15 лет ярко демонстрирует историю политики, в которой не просматривается ни системности , ни ответственности. 
 
Жаль упущенных шансов и возможностей.

 


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
25.06.2019
Новые меры воздействия на нарушителей, каким по-прежнему является Россия, будут приняты до января 2020 г. после избрания руководства организации.
Михаил Касьянов,
председатель
24.06.2019
Путин давно раздражен тем, что Грузия после войны 2008 года и смены руководства так и не попала под его влияние. Сейчас он пытается разрушить дружественную связь двух народов в угоду своим агрессивным замыслам.
Михаил Касьянов,
председатель
21.06.2019
«Прямая линия» показала как далека власть от потребностей людей, от реальных вызовов и угроз, стоящих перед страной. Путинский режим политически и исторически обречен.
Михаил Касьянов,
председатель
02.05.2019
Главные бенефициары указа — те жители Донбасса, которые верили в исполнение обещания «своих не сдаём» и в той или иной степени поддерживали агрессивные действия путинского режима в отношении восточной Украины. Таких новых российских граждан будет не слишком много.
Михаил Касьянов,
председатель
24.04.2019
Каждый гражданин России должен понять, что этот т.н. закон, как его цинично называет госпропаганда - «о суверенном интернете», принят против него лично, против того, чтобы он мог сам нащупать правду среди информационных потоков.
Михаил Касьянов,
председатель
22.04.2019
Наши соседи нелегко, но целеустремленно идут к созданию правового демократического государства. Надеюсь новый президент будет защищать завоёванный в 2014 году в жертвенной борьбе европейский выбор Украины.
Михаил Касьянов,
председатель
08.03.2019
В комплексе последние законы принятые Думой, и в первую очередь, закон о суверенном Интернете и этот закон о принуждении к уважению означают введение в России государственной цензуры, что подрывает основополагающие положения Конституции РФ.
Михаил Касьянов,
председатель
14.02.2019
К защите рунета от внешнего воздействия относится только название законопроекта. Предусмотренные же в нем положения — комплекс мер по тотальному государственному контролю информационных потоков, вплоть до возможности отключения страны от внешнего мира.
Михаил Касьянов,
председатель
12.02.2019
Служить народу, возрождающемуся к достоинству и свободе, благополучию и законности, куда почетней и приятней, чем раболепствовать перед угрюмым тираном, не умеющим управлять современным государством, и потому загнавшим за долгое свое правление Россию и ее народ в бедность, бесправие, беззащитность и на самые дальние задворки цивилизованного мира.
Андрей Зубов
06.02.2019
Единственной легитимной властью в Венесуэле сегодня является Национальная Ассамблея (парламент), сформированная в 2015 году по итогам всеобщих выборов. Итоги тех выборов были признаны всеми, и легитимность парламента не вызывает никаких сомнений ни у кого в мире, в том числе у России и Китая.
Михаил Касьянов,
председатель
15.01.2019
В сознании российских граждан слово "правительство" означает не кабинет министров, а всю исполнительную и законодательную власть . Цифры опроса — это оценка деятельности федеральной власти во главе с Владимиром Путиным. Действующая власть оказалась неспособна не то что улучшить, но и поддерживать благосостояние граждан на приемлемом уровне.
Михаил Касьянов,
председатель
10.01.2019
Я бы считал условия 1956 года максимальными возможными уступками России. Но при этом, как и в случае с Восточной Пруссией, я бы позволил реституцию прав собственности японским гражданам и право на возвращение потомков жителей на родную землю с обязательством всегда поддерживать суверенитет России над этими территориями.
Андрей Зубов
21.12.2018
Главный итог "пресс-конференции" — сигнал, посланный гражданам России и миру, — сценарий транзита власти более не рассматривается, Путин намерен править страной и за пределами 2024 года.
Михаил Касьянов,
председатель
09.12.2018
Она прожила полную, яркую жизнь, до последних минут сохраняя ясный ум и твердость убеждений. Она стала легендой, символом борьбы и стойкости. Её уход в тяжелые годы для страны — невосполнимая утрата для всех нас.
Михаил Касьянов,
председатель
27.11.2018
Российские власти пытаются заставить государственные органы Украины исполнять российское законодательство, что де-факто стало бы легитимацией аннексии Крыма и признанием его российским. Киев, разумеется, продолжает считать Крым своей территорией, и весь мир с этим солидарен. Договор 2003 года является частью системы международного права, и украинские военные моряки её норм не нарушали.
Михаил Касьянов,
председатель
15.11.2018
Считаю, что России необходима государственная программа по восстановлению мемориальных кладбищ и воинских захоронений тех лет как на своей земле, так и на территории сопредельных Белоруссии, Латвии, Литвы, Украины и Польши, на полях которых происходили самые ожесточенные сражения Восточного фронта.
Михаил Касьянов,
председатель
12.11.2018
Я уверен, что на Форуме мира, выступая вместе Президентом Франции и Канцлером Германии, мой Президент нашел бы точные и возвышенные слова, которые показали бы, как уязвим сегодняшний мир, как случайно из-за амбиций и дурного национализма могут начинаться войны, губящие и народ и культуру самого агрессора, и ничего не принося в замен, кроме слез вдов и матерей и крестов бесчисленных могил.
Андрей Зубов
04.11.2018
Чтобы избежать разрушения существующей системы ядерного сдерживания США и Россия должны совместно признать существование серьезной проблемы и, не выходя из Договора и демонстрируя миру свою ответственность за глобальную безопасность, начать его переформатирование.
Михаил Касьянов,
председатель
16.10.2018
Как и в XV-XVI века последствия Схизмы будут печальны не для мирового Православия, а для самой Русской Церкви.
Андрей Зубов
13.10.2018
Нестабильность и кровопролитие в этом регионе скажутся на всей России, особенно в условиях политической и экономической нестабильности. Поэтому ключ к решению проблемы только совместная выработка мудрого и взвешенного решения старейшинами республик сможет уладить конфликт, бездарно порожденный действующей властью, считающей, что всегда и во всем можно сторговаться.
Михаил Касьянов,
председатель