заместитель председателя партии

Пенсионная система как зеркало российских «реформ»

16 лет прошло с начала запуска пенсионной реформы. Само обсуждение и принятие основных ее положений осуществлялось в совершенно иной политической обстановке. 
 
Государственная дума была «местом для дискуссий». Основные положения активно дискутировались в специально созданном широком совещательном органе – Совете по пенсионной реформе, в котором активно работали и все политические силы, и авторитетные представители губернаторского корпуса, и профсоюзы (не столь сервильные как ныне), эксперты, представители правительства и работодателей.
 
Непосредственно в Правительстве пенсионной реформой занимались известные финансисты, экономисты, специалисты в области трудовых отношений и социальной сферы: Михаил Дмитриев, Михаил Зурабов, Александр Починок, Белла Златкис, Андрей Козлов, Евгений Гонтмахер и др. В обсуждениях активно принимали участие представители финансового бизнеса (страховых компаний и компаний, работающих на фондовом рынке).
 
Политическая задача состояла в формировании на основе долгосрочных демографических расчетов и прогноза экономического развития новой пенсионной системы, в которой:
 
- одновременно присутствует накопительный элемент и распределительная часть, при этом накопительная часть растет по мере включения в нее все новых поколений граждан, вступающих в трудовую деятельность;
- пенсия носит страховой характер и ее размер зависит от уровня заработной платы и размеров взносов на работника в пенсионную систему;
- лица 1957 года и младше за счет накопительных взносов начинают в обязательном порядке накапливать пенсионные средства, которые они направляют на инвестирование по своему разумению (либо через ВЭБ как государственную управляющую компанию, либо через частные управляющие компании);
- к моменту выхода на пенсию (для мужчин 1957 года это должен был быть 2017 год, а для женщин - 2012 год) человек в дополнение к страховой (традиционной распределительной) части пенсии мог получить заметную добавку в виде ежемесячных выплат за счет  реально накопленных средств;
- совокупный размер пенсии обеспечивает так называемый коэффициент замещения на уровне 50 процентов, то есть пенсионер может жить, потеряв, уходя на пенсию, в пределах 50 процентов заработка.
 
Запуск новой пенсионной системы потребовал создания грандиозной инфраструктуры:
 
- системы персонального учета;
- системы информирования работников о ходе формирования пенсионных накоплений (включая рассылку писем) и состояния счетов в управляющих компаниях;
- системы надежного хранения активов (депозитарий), в которые инвестируются накопленные средства;
- системы управления рисками в сфере инвестирования накопленных средств через государственную и частные управляющие компании.
 
 
Была создана инфраструктура, позволяющая привлечь огромные «длинные» деньги в экономику (триллионы рублей ежегодно). Эти деньги, являясь частной собственностью будущих пенсионеров, инвестируются в экономику через частные управляющие компании на рыночных принципах в разрешенные регулятором активы, количество видов которых должно было постоянно расширяться по мере отладки всей системы и развития фондового рынка и его прозрачности, качества корпоративного управления.
 
На создание этой инфраструктуры были потрачены значительные бюджетные средства, а также средства частного бизнеса.
 
По замыслу реформаторов поступление пенсионных накоплений на рынок акций и облигаций, с одной стороны, должно было содействовать капитализации отечественного фондового рынка, а с другой стороны, обеспечить доходность вложений этих накоплений выше инфляции в долгосрочной перспективе.
 
В этом плане пенсионная система была частью политики правительства по стимулированию экономической активности в рамках совокупности системных мер, предпринятых в течение 2000 – 2004 годов.
Начало устойчивого экономического роста,  запущенного экономической политикой и реформами начала 2000-х, привело к стремительному росту капитализации и ликвидности фондового рынка, значительному притоку портфельных и прямых иностранных инвестиций, что позволяло быстро отладить систему пенсионных накоплений, вселить доверие миллионам российских граждан к государственной политике в этой сфере, а также к участникам рынка, которые начали обслуживать миллионы людей на рынке услуг управления активами.
 
К сожалению, вместо последовательного укрепления основ новой пенсионной системы уже с 2004 года власть начала разрушать всю конструкцию.
 
Сначала было принято решение о выведении из накопительного элемента всех лиц с 1957 по 1966 год рождения. Потом был сокращен размер взносов на накопительную часть. В завершении текущие взносы на накопление были заморожены и взносы были перенаправлены в Пенсионный фонд для финансирования текущих обязательств.
 
Одновременно, правила формирования распределительной части пенсии также подверглись существенным изменениям в направлении отхода от страхового принципа, в результате чего пенсионная система фактически вновь оказалась отброшена к дореформенной системе пенсионного обеспечения. 
 
Разворот пенсионной реформы стал частью общей антиреформистской политики, которая явно сошла с рельс построения эффективной рыночной модели экономики, основанной на частной собственности, конкуренции и открытости. Новыми приоритетами стали – ручное управление, крупная собственность с доминирующей государственной долей,  государственное управление основными инвестиционными потоками и распределением ресурсов. Эта политика привела к тому, что экономика страны потеряла 10 лет (2009 – 2018 гг.), в течение которых она полностью утратила динамику. 
 
Демографические расчеты, лежавшие в основе реформы начала 2000-х, полностью оправдались и сейчас мы наблюдаем начало демографического кризиса, при котором быстро растет население пенсионных возрастов, и трудоспособное население быстро сокращается. 
 
В этой ситуации правительство не видит других решений, кроме повышения пенсионного возраста. Правительство само говорит, что без сокращения обязательств Пенсионный фонд обанкротится, не справляясь с исполнением текущих обязательств при неизменных действующих ставках пенсионных взносов работодателей. В бюджете и ФНБ средств на финансирование растущего дефицита Пенсионного фонда нет.
 
Судьба пенсионной системы последних 15 лет ярко демонстрирует историю политики, в которой не просматривается ни системности , ни ответственности. 
 
Жаль упущенных шансов и возможностей.

 


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
25.05.2021
Один почерк, один стиль - лживого, трусливого и жестокого преступления. Стиль воровской шайки, а не законной государственной власти, готовой отвечать перед миром за свои поступки.
Андрей Зубов
22.04.2021
Власть продолжит мучать Навального, и только активность общества сдерживает её жестокость
Михаил Касьянов,
председатель
21.04.2021
Как конституционный документ превратился в легковесный доклад
Михаил Касьянов,
председатель
29.03.2021
Только забвение той крови и тех страданий, на которых зиждется нынешняя власть чекистов, позволяет им властвовать дальше и через колено ломать нашу Россию.
Андрей Зубов
02.03.2021
Он стал освободителем народов от Эльбы до Монголии и Владивостока, от Которской бухты и Охридского озера, до Моозундского архипелага и Мурманского берега. Разве этого мало?
Андрей Зубов
02.02.2021
Сценарий подавления протеста является иррациональным и приведет к быстрому расширению радикальных настроений в обществе.
Михаил Касьянов,
председатель
31.01.2021
Уроки январских протестов
Михаил Касьянов,
председатель
19.01.2021
Владимир Путин за считанные часы превратился из национального лидера, которому доверяли хотя бы 40% граждан, в российский клон Александра Лукашенко
Андрей Зубов
30.12.2020
Из гроба большевизма тянется эта уже полуистлевшая рука, чтобы обратить в смерть нашу жизнь, чтобы, навесив на самых честных и достойных людей России позорную кличку "иностранного агента", запугать их, опозорить и раздавить, а другим заткнуть рты и связать руки.
Андрей Зубов
29.09.2020
Вместо поддержания рубля ЦБ наращивает резервы в иностранной валюте
Михаил Касьянов,
председатель
28.09.2020
Народы Армении и Азербайджана должны сделать всё, чтобы эта трагедия взаимного истребления не осуществилась.
Андрей Зубов
15.08.2020
Чтобы избежать поглощения Беларуси Путиным нужна юридическая четкость.
Михаил Касьянов,
председатель
15.07.2020
За считанные дни регион стал главной протестной точкой России
Михаил Касьянов,
председатель
02.07.2020
Разрыв между "триумфом" и реальной ситуацией в стране станет основным фоном общественной жизни
Михаил Касьянов,
председатель
28.06.2020
Неконституционная процедура «голосования» организована властями так, что положительный его результат гарантирован
Михаил Касьянов,
председатель
03.06.2020
Сейчас людям России нужны не парады, а забота о больных и могущих заболеть, не "обнуление сроков", а победа над болезнью и вызванным ею тяжелым хозяйственным упадком.
Андрей Зубов
12.05.2020
Президент сделал выбор между сохранением здоровья людей и сохранением резервных денег
Михаил Касьянов,
председатель
07.05.2020
Путин знает, что его поддержка в народе падает, и единственным фактором, демонстрирующим силу его власти, являются деньги.
Михаил Касьянов,
председатель
25.04.2020
Этот храм - храм на костях русского народа, на костях всех народов России, на их страданиях, слезах и крови. Те, кто воздвигают его - прокляты.
Андрей Зубов
17.04.2020
Рухнувшие нефтегазовые доходы, массовая остановка предприятий и отсутствие эффективной государственной поддержки ведут страну в глубокий кризис, сравнимый по последствиям с началом девяностых.
Михаил Касьянов,
председатель